«Солнечные зайчики в стареньком трамвайчике»

31 Июль 2019 884
Такие «тройки» ходили по улице Бетлинговской (Калинина).
Такие «тройки» ходили по улице Бетлинговской (Калинина). Фото автора.

Зеркальце карманное крутится в руках. «Зайцы» безбилетные, пацаны конкретные на площадку прыгнули в латаных штанах». Из магнитолы по маршрутке разносится голос шансонье, и несколько пожилых симферопольцев, словно по команде, поворачиваются к окну. «А помните, здесь по Севастопольской «единичка» ходила? Мы с братом запрыгивали и до вокзала катались», - улыбается седовласый мужчина. «Вы путаете, «двойка» ходила. И не на вокзал, а на Красную горку: я к бабушке после уроков так ездила», - поправляет его женщина. - Ах, какое время было, такие родные вагончики…». Как не хватает в загазованном, запруженном транспортом городе того перезвона и солнечных «зайчиков» в окнах уютных вагончиков. Они исчезли в 1970-м, а впервые появились ровно 115 лет назад, начав городскую эпоху электротранспорта.

В добрый путь

В споре о маршрутах правы оба. Вплоть до конца шестидесятых прошлого века по Севастопольской ходила и «единичка», от Нижне-Госпитальной до железнодорожного вокзала, и «двойка» от базара (улица Степана Разина) до Красной горки (конечная на Садовой, напротив нынешней Таврической школы-гимназии №20 имени Святителя Луки Крымского). Впервые трамвай прошёл по Пушкинской (так до 1938-го называлась улица Пушкина) 31 июля 1914 года. Спустя три дня южнобережная газета «Русская Ривьера» сообщила, что «31 июля около шести с половиной часов вечера в Симферополе произошла катастрофа, виновником которой был автомобиль №11, но косвенным поводом, несомненно, послужили вагоны трамвая, впервые появившегося на улицах и всецело завладевшего вниманием публики». Засмотревшийся автомобилист переехал такого же любопытного Исаака Мандельштама. Мужчине повезло: «повреждения не отнесены врачами к числу тяжёлых» - скорость машины была 10 километров в час. Кстати, лечение, помимо виновника аварии, оплатила и городская управа. Решение приняли на торжестве в Дворянском собрании (улица Горького,10), что проходило «по случаю пуска трамвая в Симферополе».
В Госархиве республики хранится приглашение на вечер, из которого узнаём, что угощали паровой осетриной, разной дичью, мороженым, крепких напитков не было - шла мобилизация на начавшуюся Первую мировую.
Вагончик на рельсах появился в Симферополе утром - после торжественного освящения начала движения, что провели на станции Бельгийского анонимного общества симферопольских электрических трамваев и освещения (ныне улица Гаспринского,7). Именно бельгийцы подарили городу электротранспорт, хотя разговоры о трамвае велись давно. В 1881-м предлагали строить линию, правда, на конной тяге - чтобы грузы от вокзала тянули лошади, впряжённые в конку. В конце XIX века задумались об электрическом - подобные ходили в Киеве и Нижнем Новгороде, строились линии в Севастополе. Но денег не нашлось, правда, в 1903-м, по поручению городского головы Василия Меркулова разработали проект линии по центру, но осуществить помешала Русско-Японская война. В 1910-м работу продолжил иной Василий, ставший руководителем города, - Иванов. Более сотни заседаний, споров, но в итоге договор с бельгийцами подписан. Сделать всё успели до начала новой войны. Проложены рельсы, установлены опоры, из Бельгии пришли вагоны с моторами, началась запись в вагоновожатые (исключительно мужчины, имя одного сохранила история - Степан Канцибер) и кондукторы. Впрочем, появилась вскоре и женщина-вагоновожатый - Мария Литвиненко. Её муж умер от ран, полученных на фронте, а дома остались дети, мал мала меньше. Устроилась кондуктором, но запоминала всё, что делал напарник, однажды решилась в депо занять его место. Управляющий заметил, но не выругал, а устроил экзамен - мужчин-то не хватало.
Работа на трамвае была не из лёгких. У вагоновожатых немела нога, от постоянного нажатия на пружинную кнопку звонка, чтобы отгонять любопытных. Сквозняк в кабинах (на задней и передней площадках, так как не было колец разворота. - Ред.), где даже двери отсутствовали, сулил час­тые простуды. А кондукторам летом и вовсе приходилось передвигаться снаружи прицепного открытого вагона - по специальной подножке, чтобы обилетить всех пассажиров. Их хватало - в год открытия трамвай перевёз более двух миллионов человек, население города было 91 тысяча. Прокатиться хотелось всем, даже стоимость билета не пугала.
- Поездка в один конец стоила 10 копеек (тогда на эту сумму можно было купить 4 килограмма муки (пуд, 16,4 килограмма, стоил 70 копеек. - Ред.), - рассказывал «Крымской правде» Георгий Славный, создатель музея истории электротранспорта предприятия «Крымтроллейбус». - Но люди не роптали, ведь сбор шёл семьям мобилизованных на фронт. Позже билеты подешевели до 3 копеек.

По Кантарной прокачусь

105 лет назад в городе было 20 моторных вагонов и 8 прицепов, а рельсы проложили по трём маршрутам: от вокзала по Бетлинговской (Калинина), Пушкинской, Гоголевской, Салгирной (проспект Кирова), Феодосийской (проспект Победы), Кантарной (Чехова), Миллионной (Ефремова), Нижне-Госпитальной. Недолго горожане радовались новому транспорту: началась Гражданская война. Хоть и не разграбили хозяйство, но топлива для дизельной подстанции не хватало. Лишь в 1924-м матросы Севастополя привезли два дизеля со списанных кораблей и запустили её. «Сегодня праздник, маленький, скромный праздник - пуск трамвая», - писала тогда наша газета, до 1952-го называвшаяся «Красный Крым». Об электротранспорте коллеги писали часто: к примеру, о том, как в феврале 1936-го трамвайщики расчищали пути от снежных заносов, а через несколько лет в городе решили продлить пути до Бор-Чокрака (Заводского).
Вновь помешала война. На фронты Великой Отечественной, в партизанские отряды и подпольные группы ушли многие трамвайщики. 1 ноября 1941-го, когда фашисты были на подступах к Симферополю, оставшиеся сотрудники взорвали оборудование в парке - чтобы врагу не досталось. Гитлеровцы попытались восстановить движение, но не смогли, тогда вывезли весь медный провод. По рельсам в 1942-м ради развлечения прокатились в вагончике, который тащили узники концлагеря в бывшем совхозе «Красный».
Восстановление трамвая началось в Симферополе сразу после освобождения 13 апреля 1944-го. Горожане расчищали пути, укладывали рельсы. Трамвайщики, а их осталось всего 24 человека, сутками восстанавливали депо. Оборудование для подстанции привезли из Керчи, вагоны из Севастополя - эти города после войны отказались от трамваев. 22 октября 1944-го наша газета рассказала о пуске первой очереди: «5 поездов по два вагона пошли от вокзала до Севастопольского тупика (очевидно, район перекрёстка Севастопольской и Ново-Садовой (Козлова). - Ред.). К 1 мая 1945-го запущена и вторая очередь: 12 моторных вагонов и 10 прицепов по старым маршрутам.
- Это была радость, - рассказывает Виктор Сомов. - Мы лишь недавно вернулись из эвакуации, где мама часто рассказывала о Симферополе, когда уезжали, мне было 4 года. Очень запомнились рассказы о весёлом звонке вагончиков по центру Пушкинской. Поездка на трамвае была мечтой. И она сбылась, мама специально весь выходной каталась со мною на трамвае. А потом мы с друзьями заскакивали на подножки (почти десятилетие после войны у трамваев не было автоматически закрывающихся дверей), катались. «Высший пилотаж» был, спрыгнув, пробежать как можно меньше.
Закат эпохи
Трамвайный парк пополнялся: привезли из Ленинграда ширококолейные трамваи, из Кёнигсберга (Калининграда) - новые вагоны. Появился новый маршрут №4 Вокзал - Оборонная (улица 51-й Армии). Но город рос, уютные вагончики не могли перевозить всех желающих, власти начали думать о другом виде электротранспорта.
В 1954-м трамваи убрали с улицы Пушкина, на месте путей разбили клумбу. Спустя пять лет по городу пошли троллейбусы. Но ещё почти два десятилетия трамваи служили горожанам. К 1969-у остался лишь один маршрут - №4 «Вокзал - Оборонная», 28 вагонов. В том году трамваи перевезли около 27 миллионов пассажиров, гораздо меньше, чем троллейбусы. Власти решили, что затраты на обслуживание первого электротранспорта себя не оправдывают. 30 ноября 1970-го Гинда Гельфман повела последний симферопольский трамвай. Его встречали потом все сотрудники депо. На торжественном митинге им вручали премии и грамоты, а люди плакали, даже готовы были отказаться от денег, лишь бы по городу вновь бегали вагоны с весёлым перезвоном.
Многие симферопольцы помнят этот звук, «контрольки» (диспетчерские, на конечных остановках), и удобные, чистые, уютные вагончики, в которых, казалось, невозможно было даже думать о грустном. Отражавшиеся от вымытых стёкол солнечные «зайчики» дарили улыбки каждому пассажиру, и он улыбался в ответ. Теперь у города остался лишь Трамвайный переулок да диорама в музее «Крымтроллейбуса» - вагончик маршрута №3, с надписью «Бетлинговская».

В тему

Отметился наш трамвай, «тройка», и в кино. Полвека назад режиссёр Иосиф Хейфец снимал в Симферополе фильм «Салют, Мария». Юная подпольщица-революционерка Мария (Ада Роговцева) на нём уходила от слежки. Мастер трамвайного депо Анатолий Белецкий вспоминал, как вёл трамвай по улице Ефремова, а в него запрыгивала актриса.

Кстати

105-летие отметили трамваи и в Евпатории, единственном крымском городе, где они сохранились. Евпаторийские чуть постарше симферопольских - движение открыто 10 мая 1914-го, а деньги на новинку тогда собирали всем городом.

Наталья ПУПКОВА.