Коровы - отдельно, «трава» - отдельно

17 Июль 2019 828
Молочное и заменители в магазинах выделили разными ценниками.
Молочное и заменители в магазинах выделили разными ценниками.

С 1 июля в стране действует постановление правительства о разграничении на полках настоящего молочного и заменительного. Но в начале месяца к новшеству у нас были явно не готовы («Где вывеска, торговля?», «Крымская правда», 2 июля 2019 г.). Прошло две недели, мы снова отправились по торговым точкам, чтобы увидеть изменения.

И увидели. Сеть продуктовых магазинов, расположенных в основном в спальных микрорайонах, для обозначения молочной продукции выбрала два способа маркировки.
- Вот смотрите: слева на ценнике указываем, что «без заменителя молочного жира» (указано, правда, не на всех подобных. - Ред.), а сам ценник, где позволяет место, помещаем ещё и в синий квадратик с надписью «молочная продукция», - поясняет консультант Анна. - Законом она делится на чисто молочную, молочносоставную и молокосодержащую, об этом у нас тоже есть таблички, вон на полке висит. Тёмно-зелёные квадратики окаймляют (не везде!) ценники на молокосодержащие с заменителем молочного жира, то есть с растительными маслами. У нас список таких товаров. Всё просто запомнить: синее - молоко, зелёное - «трава». Вот, например, ростовская творожная масса - «в зелёном», на ней так и указано, что растительные масла содержит. Кому нравится - берут, подешевле.
В недавно появившейся торговой сети супермаркетов молочные продукты обозначает бутылка на ценнике и аббревиатура БЗМЖ (без заменителя молочного жира). Правда, указание тоже через раз: вроде и настоящее молоко на полке, а обозначения нет. «Поняли, знаем, исправляем», - мгновенно реагирует менеджер и звонит кому-то с просьбой допечатать «безмэжэ».
В гипермаркете федеральной сети заменители обозначили ценниками белого цвета, а настоящее молоко - синего, с коровой. И положенная надпись рядом - «продукт не содержит заменителей молочного жира».
В супермаркетах другой крымской торговой сети белые ценники, наоборот, - чисто молочное.
А обозначили почему-то только продукты с заменителем - светло-зелёные ценники. О чём поспешили сообщить соответствующей надписью.
- У нас они просто редко бывают, поэтому проще их обозначить, чем всё натуральное перемаркировывать, оно с белыми ценниками, - поясняет сотрудник. - Да и нет ведь в постановлении указания, что на отдельные полки всё надо ставить. Просто, чтобы мог покупатель визуально определить. Вот мы и выделяем цветом.
Цветом - это хорошо, но у одних настоящее этим цветом выделяется, у других таким же - заменитель. Запутаться покупателю, посещающему разные магазины, легко, даже если рядом висит плакат, поясняющий цветовое решение.
- Ой, удобно, конечно, - говорит покупатель Валентина Леонидовна, - но я всё равно путаюсь: привыкла, что белые ценники всегда были. А ещё очень уж густо всё расположено, сразу и не сообразишь, к чему какой ценник. Да и сами покупатели часто перекладывают товары - путаешься. Лучше бы с пальмовым маслом молочное отдельно выставили - его ведь, говорят, немного.
Если в крупных магазинах всё же постарались разделить молочное и содержащее заменители, то в большинстве мелких даже не пытались. Мы заглянули в несколько, расположенных на микрорынках и прямо в домах, в основном, в подвалах. «Нас это не касается, мы не торговая сеть», - ответила продавец одного, хотя постановление относится ко всем торговцам молочным. В другом посетовали, что «холодильник маленький, обычные ценники не помещаются (стоимость указана на упаковке - маркером. - Ред.), а ещё специальные надо». В третьем, правда, пообещали сказать хозяину, «может, подумает».
«Подумать» придётся, ведь за нарушение норм реализации, за то, что покупателю не даётся право сразу определить, какой товар, предусмотрена административная ответственность. Кстати, если вы заметили, что молочное и заменители не разделили в торговой точке, можно оставить жалобу в книге отзывов (должна быть обязательно). Копию или фотографию жалобы сохраните. Если реакции торговцев не будет, можете обращаться в Роспотребнадзор.

Кстати

Заменители молочного жира - растительные масла (пальмовое, рапсовое), позволяющие производителю снизить свои затраты и продлить срок годности товара. О пользе продукции для покупателей говорить не приходится.

Наталья ПУПКОВА.