«Таврическая правда» и «Красный Крым» - помощники

11 Ноябрь 2017 811
Григорий Соседенко, в 1918 году наши коллеги из «Таврической правды» помогли ему.
Григорий Соседенко, в 1918 году наши коллеги из «Таврической правды» помогли ему.

«Газета в моей судьбе» - рубрика к столетию «Крымской правды» - она о нас и о вас, уважаемые читатели, о нашей дружбе. Напишите нам, как давно ваша семья дружит с «Крымской правдой», кто первым выписал газету, как публикация повлияла на вашу жизнь, чем запомнились встречи с нашими журналистами. Просим откликнуться и людей, о которых в разные годы писала газета. А может, вы сами или ваши родные были нашими авторами - напишите. Может, у вас есть семейные фотографии, на которых «отметилась» и газета, или сохранились номера, которые чем-то вам дороги, - расскажите об этом.

В редакционном архиве сохранились две истории, рассказанные нашей читательницей Викторией Соседенко. К сожалению, связаться с Викторией Григорьевной нам не удалось - координат не осталось, мы ничего о ней сейчас не знаем, но точно известно, что стаж подписчицы и активного автора (письма её публиковались в номерах газеты много лет) у неё большой. Впрочем, подписчиками и друзьями нашей газеты были её родные ещё с первых лет существования издания. О том, как тогда ещё «Таврическая правда» помогла её отцу, читательница рассказала к одному из юбилеев газеты и даже прислала в редакцию 100 рублей 1918 года выпуска - года появления и нашей газеты. Те деньги теперь хранятся в Центральном музее Тавриды, куда их передали наши коллеги.
Эти 100 рублей с портретом казачьего атамана Ермака Тимофеевича, денежный знак Государственного Казначейства Главного Командования Вооруженными силами на Юге России, выпущенный в 1918-м, когда полуостров был во власти Антона Деникина, нашей читательнице передал её отец Григорий Евстафьевич, а ему купюру дали журналисты «Таврической правды. «Мой папа родился в 1904 году в Евпатории, - писала читательница. - После него в семье родилось ещё трое ребят. Во время Первой мировой войны, когда моего деда призвали на фронт, в семье родился пятый ребёнок. Моя бабушка умерла через неделю после родов, и Григорий, которому в ту пору исполнилось тринадцать лет, остался за старшего. Вместе со старенькой бабушкой он выходил малышку, потом начал поиски своего пропавшего на фронте отца - что с ним, никто не знал, только говорили, что среди убитых его нет. Однажды Григорию повстречался замечательный паренёк Амат Гафаров, посоветовавший поехать в Севастополь, в редакцию газеты «Таврическая правда» (так называлась наша газета, впервые вышедшая 6 февраля 1918 года. - Ред.). Амат и мой будущий папа несколько раз ездили в Севастополь,и в итоге всё удалось: редакционная коллегия помогла найти моего дедушку, он вернулся домой. А эти 100 рублей 14-летнему Григорию дали в редакции газеты - материальную помощь на младших ребятишек».
Ту купюру Григорий Соседенко хранил всю жизнь, и никто в семье о ней не знал, лишь перед смертью открылся дочери. «Я, тогда совсем мальчик, увидев портрет атамана Ермака на денежке, пожалел разменивать сторублевку. Дома ничего не сказал, спрятал в металлическую коробку и закопал. Иногда откапывал, чтобы ещё раз взглянуть на атамана, и - снова закапывал. Потом в Крыму пошло всё кувырком. Деньги эти не принимались для обмена. И хотя, слава Богу, в семье все дети выжили, сторублёвка постоянно была укором для моей совести. Тяжело было на душе от такого поступка».
Имена сотрудников газеты, так по-доброму поступивших с мальчиком, не сохранились, но мы знаем, что тогда газету выпускали Юрий Гавен, Орион Алексакис, Владислав Кобылянский, Дмитрий Ульянов, Антон Слуцкий, Виктор Шаталов, Наталья Александрова, Владимир Басенко и Георгий Яковенко. А с помощником Аматом Гафаровым Григорий Соседенко встретился уже в 1923 году, когда стал работать на Сакском бромном заводе, Амат был там директором. Кстати, о заводе, который был единственным в стране и одним из самых больших в Европе по выработке брома и выпускал ещё и сернистую магнезию (английскую горькую соль), наша газета (тогда уже «Красный Крым) писала много раз.
А ещё «Красный Крым» в мае 1941-го помог дяде Виктории Григорьевны - Виктору Никифоровичу Здоренко. Парень учился в Крымском медицинском институте имени Иосифа Сталина, в 1941 году был уже на последнем курсе. В свободное время, чтобы прокормиться, подрабатывал рабочим сцены в Крымском драматическом театре имени Горького. «В мае готовилась премьера, шла напряжённая работа, - писала нам читательница, - рабочий сцены требовался всюду: «Витька, иди сюда! Витька, держи! Витька, принеси!». Когда закончился спектакль, дядя присел передохнуть. Рядом с ним оказался журналист газеты «Красный Крым». Разговорились. Журналист спросил: «Витька, ты кем здесь работаешь?» «Я студент медицинского, - ответил дядя, - а здесь подрабатываю». Посмотрел на него журналист внимательно, а на следующий день, когда все артисты собрались, видимо, для обсуждения спектакля, сказал: «Вы очень хорошо играете на сцене благородных и культурных людей. А за кулисами что? Вот перед вами студент, без пяти минут врач, а вы на него кричите, иначе как Витькой не зовёте. Лучше бы сложились да купили ему штаны. Посмотрите, в каких он ходит. Я тоже соберу с наших газетчиков». Брюки у студента и в самом деле были все в заплатках. Артисты и журналисты сложились и купили ему новые, чему он был безмерно рад.
В них он, получив диплом врача, и на фронт ушёл».
Виктор Никифорович спасал жизни солдат в эвакогоспитале, участвовал в боях на Северном Кавказе, за что старший лейтенант награждён 7 ноября 1944-го медалью «За оборону Кавказа». После Победы работал в Подмосковье, потом в Эстонии, стал там заслуженным врачом. «Много лет хранил запись в блокноте о том журналисте «Красного Крыма», который так помог ему. Увы, со временем блокнот затерялся, а фамилию дядя уже не помнил». Нам, к сожалению, тоже не удалось выяснить фамилию того корреспондента, номера газеты за май 1941-го не сохранились. Лишь предположить можем, что, возможно, это были наши фоторепортёры Эммануил Бендицкий или Леонид Яблонский. Во всяком случае, в начале июня в газете были их фотографии со спектакля в театре. Вот такая связь поколений газеты и читателей.

Наталья ПУПКОВА.