Меньше слов - спокойнее жизнь

Как мошенники зарабатывают на персональных данных

18 Январь 2017 1029
Преступники обычно пытаются обмануть людей среднего возраста и пенсионеров.
Преступники обычно пытаются обмануть людей среднего возраста и пенсионеров.

«Лучшее такси Крыма!», «Только у нас самые низкие цены на помидоры!», «Выбирайте надёжную мебель в магазине N!». Такого характера объявления стали всё чаще приходить крымчанам на мобильные телефоны. На материке от них и вовсе некуда деваться.

Торговля данными
Персональная информация в XXI веке становится очень востребованным товаром. Заполнение различных анкет в поликлиниках, школах, государственных учреждениях и других структурах обычно сопровождается большим количеством информации о человеке. Если эта информация попадает в руки мошенников, её могут использовать по-разному: от навязчивой рекламы до кражи или вымогательства. Это не значит, что нужно отказаться от заполнения бумаг. Просто следует быть начеку и знать, кому можно давать согласие на обработку персональных данных, а кому нет.
К примеру, в одной из студий красоты в Москве сотрудницы копировали паспорта клиентов под предлогом оказания бесплатных косметических процедур. Потом данные использовались для оформления кредитных договоров. В итоге пострадали несколько сотен человек.
Раньше базами данных торговали без стеснения, чуть ли не каждый мог их купить. Сейчас полиция внимательнее следит за такими объявлениями, блокирует сайты в Интернете, предлагающие сведения о россиянах. Это приводит к тому, что иногда обманываются и сами мошенники. Пытаясь заполучить контактные данные или сведения о болезнях людей, они покупают устаревшую информацию.
- Меня беспокоит этот вопрос, ведь откуда-то аферисты узнают номера мобильных телефонов, адреса, даже какие-то болезни людей, потом приходят и предлагают чудо-лекарства. Например, насколько безопасно оставлять свои данные в МФЦ, там ведь много бывает нужно заполнить, - задаётся вопросом Людмила Афанасьева, жительница Ялты.
Однако опасения в случае МФЦ и ряда других государственных структур напрасны. Вся информация передаётся по защищённым каналам, хранится в центре обработки данных. Сотрудники государственных учреждений обычно имеют электронный ключ доступа с электронной подписью.
Меньше говорить
Зачастую опасность представляем мы сами, себе же являясь врагами. Болтливость часто приводит к тому, что люди добровольно рассказывают мошенникам чуть ли не всю свою подноготную. Пожилые люди готовы предоставить все данные работникам коммунальных служб или тем, кто выдаёт себя за них. Молодое поколение не стеснятся рассказывать о себе, оставлять номера мобильных телефонов и даже пароли от различных виртуальных сервисов в социальных сетях.
- У меня сын по глупости оставил свой номер телефона на нескольких сайтах по продаже старой бытовой техники, причём указал в описании самом, то есть каждый мог увидеть номер. Теперь приходят постоянно SMS то о скидках, то с предложением воспользоваться теми или иными услугами, - рассказывает Виктор Васильченко, житель Симферополя.
Специалисты утверждают, что нужно внимательно читать всю информацию, которую предлагают подписать другие люди. Или же следить, где в Интернете вы оставляете «галочки». Возможно, незаметно для себя же вы согласитесь на передачу персональных данных третьим лицам. Тогда возмущаться потом будет бесполезно.
На материке распространён и другой вид мошенничества, также связанный с общением по телефону и Интернетом. Человек теряет свои вещи, или их у него воруют. Он даёт объявление, предлагая вознаграждение и умоляя вернуть потерянное. В ответ на это могут неоднократно звонить аферисты, которые рассказывают о чудесной находке. Принцип обмана может быть таким: вы радостно соглашаетесь дать денег за найденное, вам предлагают сделать перевод на номер мобильного телефона. При этом говорят, что находятся рядом, буквально за углом, переводите пару тысяч рублей и тут же получайте вещи. Но как только перевод будет сделан, неизвестный позвонивший сразу исчезнет.
Нельзя замалчивать
Операторы сотовой связи рекомендуют всегда сообщать о мошенниках. Для этого нужно позвонить в колл-центр, рассказать о ситуации. Как правило, после нескольких таких жалоб на определённый номер его моментально блокируют. Тогда аферисты не смогут им пользоваться, будут вынуждены создавать новый.
Если у пострадавшего сохраняется чек с суммой перевода и она пока остаётся на мобильном телефоне, возможно деньги удастся вернуть. Делается это обычно после обращения в офис мобильного оператора и занимает некоторое время. Иногда получается отдать пострадавшим только часть суммы. В некоторых случаях мобильные операторы блокируют номер и принимают решение о возврате средств только после обращения человека в полицию.
Распространение различных мошеннических схем легко объяснимо прорехами в законодательстве. Доказать вину аферистов часто бывает довольно сложно также и потому, что люди не обращаются в полицию. Решают, что пара тысяч рублей не стоит потраченных нервов. Такое отношение позволяет мошенникам зарабатывать сотни тысяч рублей в разных городах России. Если бы люди меньше стеснялись того, что их обманули, и верили бы в то, что преступников найдут, наказанных хитрецов стало бы больше.

Валентина ВАСИЛЬЕВА.