Можно ли обойти закон, если за это проголосовать?

14 Апрель 2016 336
Главное - это учёба.
Главное - это учёба. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Без права на образование останется средняя общеобразовательная школа №2 (СОШ № 2), если учреждённая на её базе Симферопольская детская школа искусств (СДШИ) не согласится либо переехать, либо превратиться в её структурное подразделение, как это было изначально. Однако школу искусств, выделившуюся в 2005 году в отдельное юридическое лицо с немаленьким штатом, не устраивают оба варианта, предусмотренные российским законодательством. Дальнейшее нахождение школы искусств во второй школе в качестве отдельного структурного подразделения грозит тем, что ни та, ни другая не получат лицензии на образовательную деятельность.

Вне закона
Срок очередного договора аренды безвозмездного пользования помещений, занимаемых СДШИ, с СОШ №2 закончился 25 октября прошлого года. Заключён он был ещё при Украине. В условиях российского законодательства перезаключить его невозможно.
- В безвозмездное пользование общеобразовательные школы Российской Федерации имеют право предоставлять помещения только медицинским и спортивным учреждениям, горпищеторгу. Школу искусств причислить ни к одной из этих категорий организаций нельзя, - констатировала директор СОШ №2 Вера Кухнина. - И потом, в аренду можно предоставить только те помещения, которые значатся в паспорте БТИ и соответствуют СанПиНу. За время своего существования в общеобразовательной школе СДШИ заняла переходы между классами начальной и средней школ, они сейчас закрыты. СДШИ отдали в аренду также технические и подвальные помещения. В 2006 году, когда средняя школа оформляла паспорт БТИ, эти площади не узаконили. Кроме того, от МЧС мне пришло отрицательное заключение о возможности проведения занятий в некоторых помещениях и подвалах учреждения. Роспотребнадзор выдал мне справку о том, что часть помещений, занимаемых СДШИ, используется не по назначению.
Всё это не позволяет руководству СОШ №2, в которой получают образование 1600 учащихся, ни заключить договор безвозмездного пользования с СДШИ (один из вариантов нахождения бюджетного учреждения), ни продолжить процедуру лицензирования учреждения. Школа искусств должна была освободить помещения до 25 декабря, однако её учредитель - Симферопольский городской Совет, а ныне администрация города Симферополя - не дала на это разрешения. С доводом о том, что «дети должны доучиться» и получить заслуженный документ государственного образца об окончании детской школы искусств, никто спорить не стал. Но проблема осталась: на каком основании СДШИ может пребывать в стенах второй школы?
Проблема и пути решения
Решить её пытались на уровне Симферопольской администрации. Начальник управления культуры и культурного наследия Евгений Литвиненко настаивал на том, чтобы администрация средней школы №2 перевела воспитанников СДШИ из подвальных помещений в общеобразовательные классы, соответствующие требованиям СанПиНа. Он убеждён, что две школы по-прежнему смогут размещаться на одной территории, а весь конфликт основан на недопонимании двух директоров учреждений. При этом он оставил без внимания главное: кто понесёт ответственность за неисполнение российского законодательства, ведь заключать договор аренды юридически неправомерно?
В Государственном Совете Республики Крым к рассмотрению этой проблемы отнеслись со всей серьёзностью. На рабочем заседании под руководством заместителя председателя Госсовета Андрея Козенко после детального изучения ситуации были предложены два возможных варианта функционирования детской школы искусств в рамках действующего российского законодательства. Вариант первый: войти в состав общеобразовательной школы на правах структурного подразделения. Второй вариант: в случае нежелания терять статус юридического лица - рассредоточить различные отделения школы по профилям в нескольких общеобразовательных школах района.
Но ни один из вариантов не устраивает педагогов школы искусств. Почему?
К истории вопроса
Вернёмся к истокам. 27 лет назад, когда принималось решение о создании в Симферополе школы-комплекса для эстетического воспитания детей, пример взяли с аналогичных учебных заведений Санкт-Петербурга (в то время - Ленинграда). Там этот эксперимент дал отличные результаты. Школы-комплексы действуют и поныне. Есть подобные общеобразовательные учреждения со структурными подразделениями эстетической направленности и в других городах Российской Федерации.
Изначально так было и в Симферополе. Планировали сделать к общеобразовательной школе пристройку специально для занятий музыкой, пением, изобразительным искусством. Пока готовился проект, пока его утверждали на всех уровнях... Разрешение на строительство было получено в 1994 году, но его уже не потянул бюджет Украины. А в 2005 году детская школа искусств стала самостоятельным юридическим лицом с соответствующими полномочиями.
И вот мы в России. Симферопольская средняя общеобразовательная школа №2 по программе модернизации региональных систем образования получает то, о чём не смели даже мечтать, - новейшее техническое оснащение. Многомиллионное оборудование установлено в кабинетах школы. И за его сохранность предусмотрена материальная ответственность. Какая  уж тут аренда? К тому же растёт количество учеников в общеобразовательной школе. В этом году по заявлениям родителей предполагается открыть четыре первых класса.
Решив взять инициативу в свои руки, бывший директор СДШИ Светлана Труфанова вместе с руководителем одного из ансамблей Ириной Андрейченко поехали в Москву. Там им сказали, что есть возможность выделения субсидий из федерального бюджета на строительство здания для детской школы искусств, если из городского бюджета Симферополя выделят 5 миллионов рублей на проектные работы.
По словам Евгения Литвиненко, в городском бюджете предусмотрены средства на строительство отдельного здания для СДШИ в рамках ФЦП «Культура России». Но пока не известно, когда начнутся проектно-изыскательные работы. Свободных зданий в муниципальной собственности тоже нет.
Тогда руководству СДШИ предложили переселиться в несколько общеобразовательных школ Симферополя, а именно: №4 (туда могло бы переехать музыкальное отделение) и № 36, так как принять 60 учителей и предоставить им много учебных классов одновременно не может ни одно среднее образовательное учреждение крымской столицы. На аналогичное предложение, кстати, согласилось руководство детской хореографической школы при Таврической школе-гимназии №20. А директор СДШИ отказалась от него, аргументируя тем, что у них учреждение многопрофильное - музыкальное, хоровое (академическое и народное пение), хореографическое, изобразительное и театральное отделения - и дети не смогут получать образование по системе. Сложная, видимо, у них там система, если музыкальную литературу, например, нельзя преподавать в отрыве от экзерсиса.
Всё решает собрание?
И вот, как говорится, ход конём. Руководство общеобразовательной школы приглашают на родительское собрание школы искусств для предъявления ультиматума, за который, кстати, голосуют и сами преподаватели. Суть требований - в сохранении статуса школы искусств и предоставления ей помещений для полномасштабного размещения. Не будем перечислять угрозы участников собрания, которые, кстати, не представляли и четверти родителей учащихся. Те, другие родители, видимо, хорошо понимают, что в школе №2 прежде всего должен быть нормальный общеобразовательный процесс, поскольку он является основным, а школа искусств  несёт лишь дополнительное образование желающим.
И не беда, что в прошлом году только трое из всех выпускников школы искусств поступили в профильные учебные заведения, ведь в отличие от тех, кто закончил тот же лицей при КФУ, их аттестат не даёт никаких преференций при поступлении. Беда в том, что в процесс разбирательства педагогов подключены дети и их родители. А это - ненормально.
Если отбросить эмоциональную составляющую этих претензий, то обнажится суть: предъявляемые требования не соответствуют букве закона.
А значит, закон можно обойти? Увы, такая порочная практика неоднократно присутствовала и побеждала в прежние времена. Но сейчас мы в России, где закон один для всех. На страже его соблюдения стоит прокуратура. Она-то, на наш взгляд, и должна поставить точку в этом никому не нужном конфликте. И заодно проверить хозяйственную деятельность Симферопольской школы искусств, штатное расписание, количество часов занятости педагогов, расходование бюджетных средств. Ведь только когда мы научимся неукоснительно соблюдать и исполнять закон, такие конфликтные ситуации навсегда исчезнут из жизни.

Надежда ВАЛУЕВА.