• Все обо всем
Космический полуостров
55 лет назад «Первым проник в космос советский человек»
Космический полуостров
Номер «Крымской правды» от 13 апреля 1961 года.

Под таким заголовком 13 апреля 1961 года вышла «Крымская правда», да и не только она - все газеты мира сообщили о том, что 12 апреля удалось совершить, казалось, невозможное: увидеть земной шар, облетев его в космосе. Удалось гражданину Советского Союза Юрию Гагарину за 1 час 48 минут на корабле «Восток-1». С тех пор 12 апреля в мире отмечается День космонавтики.

С того дня в космосе побывали уже 544 человека: 485 мужчин и 59 женщин. Причём первой женщиной-космонавтом стала тоже гражданка СССР - Валентина Терешкова - 16 июня 1963 года. А 18 марта 1965 года советский космонавт Алексей Леонов впервые в истории
12 минут и 9 секунд провёл за пределами космического корабля, выйдя в открытый космос. И первое, что он увидел на проплывавшем внизу земном шаре, был наш Крымский полуостров. И это, конечно, не случайно, ведь Крым поистине космический полуостров.
Все, кто летал в космос на кораблях «Восток» и «Союз-ТМ», не могли выйти на старт, не пройдя в Феодосии (базу выбрал Сергей Королёв) тренировки на случай, если придётся садиться на воду. Читатель «Крымской правды» Евгений Егоров, бывший борттехник 986-го отдельного авиаполка спецназначения авиации ВМФ, вспоминает, как «в 1960 году на аэродроме Кировское будущие покорители космоса - Юрий Гагарин, Герман Титов, Алексей Леонов, Павел Попович, Андриян Николаев и другие - в безветренную погоду садились в самолёт Ил-12 (десантный вариант). Старшим был полковник Николай Никитин». Юрий Гагарин вспоминал: «Тренировал нас Николай Константинович - заслуженный мастер спорта, обладатель нескольких мировых рекордов. Он многому научил: как оставлять самолёт, как управлять телом во время свободного падения, как определять расстояние до земли, как приземляться и приводняться». Под руководством Никитина космонавты совершали прыжки на полигоне Чауда и на море. А в Феодосийском филиале Института имени Чкалова почти тридцать лет работал Иван Алексеевич Юдин, тренировавший космонавтов на воде и испытывавший всё снаряжение и системы жизнеобеспечения перед полётами, в том числе и Юрия Гагарина.
А ещё Крым - это место, где в октябре 1957-го специалисты Крымской астрофизической обсерватории, открытой годом ранее в посёлке Научном под Бахчисараем, во главе с Серафимой Васильевой с помощью светосильных трубок-телескопов вели первые наблюдения за первым в мире (советским!) искусственным спутником Земли. И научно-измерительный пункт в Школьном под Симферополем, где учились «ходить» наши луноходы. И пункт управления межпланетными станциями на склонах горы Кошка близ Симеиза, откуда «рулили» станцией, летящей к Венере. И Центр дальней космической связи под Евпаторией, откуда много лет контролировали полёты в космос, хотя всем говорили, что «контролируют и принимают информацию из Москвы», а ведь Крым находится на 45-й параллели, между экватором и Северным полюсом на равном удалении, откуда удобно управлять космическими кораблями. И наш земляк - космонавт Григорий Нелюбов из села Порфирьевка под Евпаторией, который в октябре 1960-го получил квалификацию «Космонавт ВВС» и удостоверение №3 (Юрию Гагарину и Герману Титову выдали - №1 и №2). По некоторым данным, он должен был стать первым в мире космонавтом, но подвела фамилия: Никита Хрущёв сказал, что «Нелюбов не может быть первым, вот если бы он был Любовым...». После августовского полёта Титова Нелюбов должен был поставить рекорд многодневного нахождения на орбите.  Но власти страны решили установить иной рекорд - отправить сразу два космических корабля, причём с представителями разных национальностей - чуваша Андрияна Николаева и украинца Павла Поповича.
А потом нашего земляка несправедливо отчислили из отряда космонавтов: вступился за товарищей и не захотел извиниться перед забравшим их патрулём. Зато уроженец села Ореховка Кировского района Василий Циблиев на орбите побывал дважды - в 1993-1994 и 1997 годах, проведя более 381 суток и 6 раз выходя в открытый космос. Шесть раз выходил в открытый космос и симферополец Олег Котов, совершивший 3 полёта, в 2007, 2009-2010 и 2013-2014 годах, проведя на орбите более 526 суток. Уроженец Балаклавы Антон Шкаплеров совершил 2 полёта - более 365 суток, в 2011-2012 и 2014-2015 годах, и один выход в открытый космос.
В наши дни в космосе побывали представители 37 стран, большинство - из США - 335. Советских/российских космонавтов, героев страны, пока только 120. Но зато наши люди всё равно первые в космосе - спутник, Белка и Стрелка, Юрий Гагарин, Андриян Николаев и Павел Попович, Валентина Терешкова, Алексей Леонов… И нынешние мировые рекорды тоже у нас: Геннадий Падалка, суммарное пребывание в космосе - 878 суток 11 часов 32 минуты, Валерий Поляков, непрерывное пребывание в космосе - 437 суток
17 минут 58 секунд. А началось всё 55 лет назад, в 9 часов 7 минут по московскому времени, когда Юрий Гагарин произнёс знаменитое «Поехали!».

Наталья ПУПКОВА.

Комментариев

0
Пожалуйста, зарегистрируйтесь или войдите в систему, чтобы иметь возможность оставлять комментарии
Комментариев нет, оставьте первый
ОПРОС

18 Ноября

Удавалось ли вам решить свои проблемы, напрямую обращаясь к ответственным работникам?

• Да, удавалось.

• Чаще да, чем нет.

• Чаще нет, чем да.

• Не удавалось.

Предыдущий опрос

Как вы считаете, должна ли Государственная Дума и Совет Федерации официально отменить акты 1954 года о передаче Крыма в состав Украины?

77%

Да, должны.

15%

Нет. Достаточно результатов референдума.

8%