Без оглядки на нефть

Почему не дешевеет бензин

9 Февраль 2016 294
К концу года бензин может подорожать на 10%.
К концу года бензин может подорожать на 10%. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Минувший год оказался для российской экономики отнюдь не лёгким. Главным испытанием для неё стало существенное обесценивание основного экспортного товара нашей страны - нефти. Чёрное золото за год потеряло 35% от своей стоимости. В прошлом месяце цены на углеводороды в очередной раз обновили свои минимумы, однако бензин на автозаправках Крыма от этого, увы, не подешевел, а в некоторых случаях даже несколько подорожал. Это, конечно, не осталось без внимания наших читателей, задавших нам вопрос: «Почему при дешевеющей нефти цена бензина продолжает расти?».

Прежде чем отвечать на него, есть смысл обратиться к официальным данным Федеральной службы государственной статистики, которые помогут в целом понять, что же произошло с ценами на нефть и бензин в прошлом году. «Грузить» цифрами не будем. Скажем лишь о том, что, по подсчётам Росстата, нефтяные цены в прошлом году рухнули на 35%, при этом стоимость бензина на российских АЗС выросла в среднем на 4,8%. Следовательно, говорить о подорожании бензина на фоне дешевеющей нефти можно как о свершившемся факте.
Почему так произошло? На этот счёт у наших экспертов есть несколько мнений. Первое - парадоксальное, но простое. Цена бензина на внутреннем рынке не зависит от цены на нефть.
- Мы все - взрослые люди, и должны понимать, что конечная цена топлива зависит от многих факторов, и стоимость сырья, из которого оно делается, не играет здесь решающей роли, - считает экономист Сергей Звенягин. - Цена нефти составляет около 7% от стоимости бензина. Большая часть цены - это налоги и акцизы, которые нефтяники и нефтетрейдеры платят государству. На их долю приходится около 65% цены бензина. Плюс не стоит забывать о заработной плате, которую получают люди, задействованные в процессе производства и продажи топлива. Также существенны и логистические расходы. Они в отличии от цены сырья нисколько не уменьшились.
При этом стоит отметить, что с 1 января этого года акцизы на некоторые виды топлива существенно подорожали. Для того, чтобы стимулировать производителей уйти от евро-4 окончательно, акциз на этот класс традиционно проиндексировали сильнее. Если акциз на бензин класса евро-5 вырос с нового года на 2 тысячи рублей за тонну, то на евро-4 - на 3,4 тысячи за тонну, до 7530 и 10,5 тысячи рублей соответственно. Кто в конечном итоге оплатит этот акциз - очевидно.
Аналогичного мнения придерживается и биржевой аналитик Валерий Геворкян.
- Напомню вам, что Россия нефть продаёт, а не покупает. И цена бензина на внутреннем рынке не зависит от стоимости нефти на мировых рынках. Цена на топливо внутри России находится в прямой зависимости от себестоимости добычи и налоговой нагрузки, - поясняет эксперт. - Тем не менее в удержании цен на топливо могли сыграть свою роль поставщики, воспользовавшиеся фактически олигополией на рынке топлива. Не стоит забывать о том, что основную часть автомобильного топлива на внутренний рынок поставляют всего несколько крупных компаний-лидеров, причём продают свою продукцию они по большей части своим же сбытовым сетям. Возможно, Федеральной антимонопольной службе стоит обратить более пристальное внимание на этот факт.
Между тем, ситуация с ценами на бензин в ФАС находится на постоянном контроле, и признаков картельного сговора в ситуации с соотношением цен на нефть и бензин там не усматривают. По мнению заместителя главы Федеральной антимонопольной службы Анатолия Голомолзина, масштабный эффект от снижения цен на нефть, который мог бы отразиться на стоимости бензина в России, был «съеден» ослаблением курса рубля и увеличением налоговой нагрузки на нефтяников.
- Но в целом ситуация с топливом спокойная. Его дефицита в РФ не прогнозируется. Объёмы запасов, которые сейчас созданы, выше соответствующих периодов прошлого года. Запасы прошлого года были выше, чем запасы 2013 года.
В этом смысле ситуация с запасами весьма благоприятная для того, чтобы мы могли избежать недопоставок топлива. Так что цены в этом году будут меняться с темпами, близкими к инфляции, - резюмировал чиновник.
Такой же прогноз дал и вице-премьер России Аркадий Дворкович. По его мнению, рост цен на бензин не превысит темпов инфляции. При этом сам уровень инфляции в текущем году, по оценкам экспертов, не преодолеет планку в 10%. Если эти прогнозы верны, то стоимость литра топлива к концу этого года может вырасти на 3-4 рубля.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.