Если бы не Крым...

Не появились бы в России ГЭС, а Петербургский трамвай не попал бы в Книгу рекордов Гиннесса

2 Февраль 2016 316
Выпускник Симферопольской гимназии Генрих Графтио.
Выпускник Симферопольской гимназии Генрих Графтио.

Крым - это не только жители-труженики, курортники и природные красоты «ордена на груди планеты Земля». Это ещё и богатая история, события и люди, без которых жизнь могла стать совсем иной. «Крымская правда» продолжает выяснять, за что мир благодарен нашему полуострову.

Как Бельбек без станции осталась

Тридцать лет назад в Книгу рекордов Гиннесса занесена самая большая в мире система трамвайного движения - Ленинградская - более 600 километров пути и 67 маршрутов. Своим появлением она обязана крымчанину - выпускнику Симферопольской гимназии Генриху Графтио. Благодаря нашему земляку появилась и первая в стране крупная гидроэлектростанция - Волховская, та, которая в дни блокады снабжала электроэнергией Ленинград. А ещё заслуга Графтио в том, что амбициозные европейские инженеры всё-таки признали, что и в России могут созидать: «Прежде мы были приучены к тому, чтобы искать самое лучшее на Западе. Впредь мы будем искать это на Востоке».
Генрих Графтио родился 14 декабря 1869 года в прибалтийском городе Динабург (ныне Даугавпилс). Когда мальчику исполнилось два года, семья переехала в Крым - отец, инженер-путеец, строил Лозово-Севастопольскую железную дорогу. На здании симферопольской гимназии №1 есть мемориальная доска, сообщающая о том, что здесь с 1878-го по 1888 год учился будущий инженер. Преподавателями и знаниями главная крымская мужская гимназия славилась: недаром многие её выпускники стали академиками, профессорами, просто хорошими работниками, сделавшими немало открытий в своих областях. Вот и Генриху Осиповичу знаний хватило, что бы не только учиться в двух институтах, но и сделать немало полезного, осуществляя детские мечты об электрических железных дорогах и токе из воды. После окончания физико-математического факультета Новороссийского университета и Санкт-Петербургского института путей сообщения имени императора Александ­ра I, Генрих Графтио как один из лучших выпускников пять лет стажировался за границей. Кстати, общение с иностранцами ему было не в тягость: кроме русского он свободно владел английским, французским, немецким, итальянским и шведским языками. Но как истинный патриот за границей работать не остался, хотя возможность была, - вернулся в Россию, где активно стал разрабатывать инженерные проекты. Первый в империи проект железной дороги с электрической тягой составил именно он, и проекты электрификации железных дорог Крыма (правда, их  не удалось тогда реализовать из-за отсутствия финансов) и Закавказья предложил. А ещё спроектировал железную дорогу между Бахчисараем и Ялтой, однако денег на воплощение не было, да и многие тогдашние чиновники не особо поверили, что это возможно. Так что сегодня нам остаётся только сожалеть о неосуществившейся удобной транспортной схеме, благодаря которой, кстати, полуостров мог бы стать в империи первенцем, обладающим гидроэлектростанцией. Подобные Генрих Осипович увидел в Европе и понял, что детская мечта получать ток из воды вполне реальна. Первую в России ГЭС он спроектировал для реки Бельбек - самой полноводной в Крыму. Но денег на строительство власти не нашли, да и владельцы угольных и нефтяных электростанций сильно возражали - им-то ущерб. В итоге в 1903-м уехал Генрих Графтио в Ставрополье, и первая в России ГЭС появилась на реке Подкумок. Энергии «белого угля», как её назвали, хватало  на освещение четырёх городов Кавказских минеральных вод, энергоснабжение трамвайных линий в Пятигорске и Кисловодске и работу насосов, качавших минеральную воду.
К сожалению, в 1977-м водозабор разрушил мощный паводок, и «белый уголь» стал просто музеем.
Зато трамваи в Санкт-Петербурге продолжают движение. Их пустили 29 сентября 1907 года (очевидцы вспоминали, что первый вёл сам Графтио) по маршруту протяжённостью чуть более двух километров - от Адмиралтейской площади по Конно­гвардейскому бульвару, затем через Николаевский мост на Васильевский остров и дальше по 8-й линии до Большого проспекта. Потом крымчанин спроектировал ещё несколько линий, центральную электростанцию с тремя паровыми турбинами, пять электроподстанций, три вагонных парка.

Плюс электрификация

Понимая, что паровые турбины не смогут  потом полностью обеспечивать электричеством разрастающуюся трамвайную сеть и город с прилегающей территорией, Генрих Графтио создал в 1914-м проект строительства промышленной ГЭС (к тому времени в регионах страны уже было около 17 тысяч небольших гидроэлектростанций) на реке Волхов, вытекающей из озера Ильмень и впадающей в Ладожское озеро. Но осуществление проекта сразу стало невозможным: и сомнения были, и средств не хватало - началась Первая мировая. Вновь о Волховской ГЭС заговорили в 1918-м. Владимир Ленин, создатель молодой Советской республики, лично следил за этим, всячески помогая Графтио. Волховская стройка была объявлена первой народной, и в ночь на 5 декабря 1926 года ГЭС дала первый ток. Именно от Волховской в Великую Отечественную проложили по дну Ладожского озера «Кабель жизни», спасавший блокадников. Кстати, в начале восьмидесятых прошлого века Волховскую ГЭС собирались снести ради атомной станции, но оказалось, сносить будет в несколько раз дороже, чем строить. Выпускник крымской гимназии Графтио создавал на века: «Качество должно иметь только один сорт - первый, и гидроэлектрическая станция обязана стоять так же незыблемо, как египетские пирамиды».

Первая ГЭС страны - «Белый уголь» могла бы появиться в Крыму, но появилась на Кавказе.

Подобные «пирамиды» промышленных масштабов стали появляться по всей стране - Нижнесвирская ГЭС, Днепрогэс и другие. Руководство Советской России поставило амбициозные планы электрификации всей страны. Ещё в 1920-м Владимир Ленин писал: «Только тогда, когда страна будет электрифицирована, когда под промышленность, сельское хозяйство и транспорт будет подведена техническая база современной крупной промышленности, только тогда мы победим окончательно». В том же году создана Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО), это название предложил именно Генрих Осипович, который и стал «душой» реализации плана. Примечательно, что все свои творения действительный член Академии наук СССР инженер Графтио посвящал любимой жене, помощнице Антонине Адамовне. А Родина высоко ценила заслуги преподавателя и руководителя Петербургского (Ленинградского) электротехнического института, главного инспектора по строительству гидроэлектростанций Министерства электростанций СССР: ордена Ленина, Трудового Красного Знамени, медали, персональный автомобиль М-11 - подарок советского правительства.
В годы Великой Отечественной Генрих Осипович занимался эвакуацией энергетического оборудования в Среднюю Азию, потом - развитием гидроэнергетики в освобождённых районах страны, в том числе и ставшего родным Ленинграда. Учёного-инженера, выпускника Симферопольской казённой мужской гимназии не стало 30 апреля 1949 года, а его разработки и сооружения служат до сих пор. Кстати, в 1979-м вышел художественный фильм «Инженер Графтио», образ учёного создал Анатолий Папанов. Имя Генриха Графтио носят улицы в нескольких городах, в том числе и в Санкт-Петербурге. Жаль, в Крыму об учёном почти забыли.
Это некоторые крымские события и люди, без которых мировая история развивалась бы иначе. Ждём ваших писем: 295000, Симферополь, ул. Генерала Васильева, 44, или pisma@с-pravda.ru

Наталья ПУПКОВА.