Если рядом с вами алкоголик...

27 Декабрь 2016 146

Вечер был серым, моросил мелкий холодный дождь, он шёл, слегка пошатываясь по уже пустым улицам, сутулясь и кутаясь в шарф, и со стороны был похож на худого бездомного пуделя. А ведь ещё недавно одно его имя было брендом - такой талант, творческая личность! Вот уже две недели он тщетно пытался вый­ти из запоя. Деньги закончились, он был уже всем должен, его всего трясло. Наклонив голову, он зашёл в магазин, где привык покупать сигареты, и, пряча от стыда глаза, тихо обратился к знакомой продавщице: «Не займёте мне двадцать-тридцать рублей? Мне очень нужно». Его голос уже не просто дрожал, он запинался, трясти начинало сильнее. Женщина в ответ скривилась: «Давай, иди отсюда, пить надо меньше!». Он наклонил голову ещё ниже и пошёл прочь…

Что бы было дальше? - спросите вы. А дальше могло быть хуже, он мог умереть, или его могло бы частично или полностью парализовать. Но, к счастью, он пришёл к нам с другом - тем людям, которые его помнили, ценили его талант.
- Вы - большие молодцы! - потом скажет нам врач-психиатр. - Всё правильно сделали. Сначала дали ему немного выпить, и его перестало трясти, а потом нашли нужные слова и уговорили лечь в больницу.
Сейчас его жизнь вне опасности, а ведь могло быть иначе. К сожалению, люди часто не знают что делать, когда рядом с ними человек, страдающий алкогольной зависимостью, как с ним говорить, какие меры принимать.
Когда я была маленькой, на нашей улице жила женщина - мать четверых детей, она пила. Женский алкоголизм страшнее мужского. Я помню, как она ходила по улице и просила у всех соседей дать ей что-то выпить, хотя бы одеколон. И почти все ей отказывали. А моя мама отдала ей папин одеколон, так как выпивки в доме не было, а потом купила бутылку водки и давала этой женщине по рюмочке, когда та приходила просить. Мама говорила, как слышала, что если алкоголику в таком состоянии не дать выпить, то он «сгорит». В один прекрасный день нас не было дома. Никто той женщине выпить не дал, и она умерла. Ей было чуть более тридцати лет, четверо детей остались без матери. Дети очень любили свою мать, несмотря на её пагубную привычку. Я помню, как они шли и плакали, а мы с братом опускали глаза, ведь мы уже ничем не могли помочь. Тогда мы мало что знали о том, как можно помочь алкоголикам. Это было ещё в советские времена, когда алкоголизм считался не болезнью, а распущенностью. Алкоголиков не лечили, в вытрезвителях пьяных поливали холодной водой, связывали, а тех, кто по мнению общественности и милиции уже был хроником, «перевоспитывали» в ЛТП (лечебно-трудовых профилакториях) - там алкоголиков заставляли работать на государство, в том числе на вредных производствах, сильные выживали, слабые болели и умирали. Я помню одного мужчину, которого в ЛТП отправили по заявлению соседей по коммуналке, он был сильный и красивый, высокого роста, с крепкой мускулатурой и красивым лицом, в ЛТП он подхватил туберкулёз, лечился потом в туберкулёзной больнице в селе Пионерском и вскоре умер, ему было всего 50 лет.
Вероятно, именно с советских времён бытует в нашем обществе отрицание алкоголизма как болезни, непонимание, что алкоголиков надо лечить. И нередко алкоголики гибнут именно из-за непонимания окружающих.
Так каковы же причины алкоголизма? Они генетически обусловлены или же это слабость характера, влияние среды? Пролить свет я попросила врача-психиатра, нарколога Николая Вакуленко (Москва).
- Если алкоголика уже трясёт, он выпрашивает выпивку, и ему не давать пить, что с ним будет?
- Последствия подобного состояния действительно могут быть плачевны: псевдоэпилептический припадок, может развиться алкогольный делирий, то, что в народе ласково называют «белочкой» или белой горячкой. Далее - параличи как частичные, так и полные, возможны кома и смерть. Окружающим надо понимать, что алкоголик - больной человек, у него нарушено функционирование внутренних органов и систем организма, центральной нервной системы.
- Склонность к алкоголизму генетически обусловлена? Какую роль в этом играют ферменты алкогольдегидрогеназа и ацет­альдегиддегидрогеназа?
- Наш организм приспособлен природой к обезвреживанию этанола (спирта).
В организме человека есть два фермента - алкогольдегидрогеназа (АДГ) и ацетальдегиддегидрогеназа (АлДГ). АДГ расщепляет алкоголь, превращая молекулы спирта в ядовитое вещество - ацетальдегид, который с помощью АлДГ окисляется до уксусной кислоты.  Часть ацетальдегида, которую организм не успел переработать в уксусную кислоту, взаимодействуя с гормоном дофамином, превращается в вещество, похожее на морфин, и человек испытывает эйфорию.
От количества в организме этих двух ферментов, их сочетания и скорости взаимодействия зависит реакция на алкоголь для каждого конкретного человека. Если алкоголь под воздействием АДГ расщепляется быстро, то человек пьянеет медленно. В то же время если у него медленно работает АлДГ, то его ждёт тяжелое похмелье - результат интоксикации.
- Как нужно разговаривать с алкоголиком? Многие, в том числе и в семьях, кричат на них, унижают, оскорбляют?
- С человеком, который находится в подобном состоянии, нужно говорить спокойно, доброжелательно, но в то же время твёрдо. Нужно подчеркнуть, что никто его пить не заставлял, он это делал сам, и, стало быть, сам виновен в том, что с ним происходит. В то же время нужно дать ему понять, что вы готовы ему помочь, что он болен, и постараться убедить, что ему необходимо лечиться, причём у специалистов.
- Насколько у алкоголиков сохраняются профессиональные навыки? Сможет ли такой человек вернуться к работе, творчеству?
- Это, конечно же, индивидуально. Но в целом профессиональные навыки, накопленные в течение жизни, сохраняются. Однако с развитием заболевания они слабеют и стираются, человек постепенно деградирует и дисквалифицируется.
- Нам довелось слышать от близких алкоголика, которого мы спасали, что вот они могут напиваться, а потом остановиться, так почему он не может? Пусть дурью не мается, а бросит пить сам.
- Это они просто не дошли ещё до такого состояния, в котором находился он. И надо им объяснить, что грань, за которой это состояние начнётся, может быть очень тонка. Всё это носит индивидуальный характер, и достаточно трудно сказать, сколько времени они ещё могут продолжать вот так пить, а потом самостоятельно выходить из запоя. Кроме того, когда ваш знакомый выйдет из стационара, его необходимо будет оградить от пьющего окружения. Потому что ему пить будет нельзя, совсем. Его сейчас выведут из состояния запоя, проведут дезинтоксикацию, подлечат. Но с развитием заболевания как психологическая, так и физиологическая зависимость возрастают, и после выхода из больницы они у него останутся. А если он начнёт пить, то состояние, в котором он попал в больницу, может вернуться достаточно быстро, и, возможно, в ещё более тяжёлой форме. Близкие должны понимать, что если они пьют рядом с таким человеком, то провоцируют его на выпивку, а удержаться человеку в таком состоянии очень трудно. Это всё равно как если бы человек рядом с вами умирал от жажды, а вы у него на глазах пили воду.
Автор этих строк не пьёт. Мне всегда было непонятно - с чего это пьяные так радуются, что особенное даёт им алкоголь? Ничего же не изменилось на самом деле вокруг них, а они вдруг развеселились. Я никакой радости от алкоголя никогда не испытывала, и чувства реальности не теряла. Поэтому не пью, но я не считаю это своей личной заслугой, а скорее доставшимся мне от рождения генетически обусловленным набором ферментов, которые успешно расщепляют алкоголь и не дают ему воздействовать на организм так, чтобы я почувствовала то, что чувствуют алкоголики. У меня такой организм, а у них - другой. Да, они слабее к алкоголю - физиологически, психологически, и значит, им надо помогать, ведь те, кто сильнее всегда должны помогать слабым. Каждый человек индивидуален и уникален, и у них, возможно, есть то, чего нет у других. И каждого надо спасать, по крайней мере, пытаться спасти.

Лидия АДЕЛЬШИНОВА-МИХАЙЛОВА.