Свой стиль, темы, интонации

1 Ноябрь 2016 103

Этим отличается творчество заслуженного художника республики, председателя Ассоциации крымскотатарских художников Ирфана Нафиева.

Он из тех, кто умеет остановить время, соединить прошлое и настоящее в картинах, написанных не только кистью, но и светлой, доброй душой.
В небольшом выставочном пространстве его картины создают  необъятный мир конкретного человека и целого народа, мир, наполненный горестями и радостями.  Свойство души Ирфана не допускает на полотна мрачные краски даже когда на них поднимается трагическая тема изгнанничества. Он передаёт её тонко и трепетно. И жанровые картины, и пейзажи отличаются сложными обобщениями, метафоричностью, побуждающими не просто созерцать, а размышлять и сопереживать.  Его полотна «Ранним утром», «Проводы журавлей», «Возвращение» при всём переданном в них трагизме лиричны по композиции и по колориту. Индивидуальные символы художника легко прочитываются и воспринимаются, волнуют и запоминаются. Оптимизмом и юмором веет от картины «На свадьбу», напоённой фольклорно-поэтическим духом народной среды.
От полотна «Коктебель», на котором в необычном и неожиданном ракурсе  предстаёт дом Максимилиана Волошина - окружённый не холмами этих мест, а горной грядой, - словно исходит негромкая музыка.
И это, оказывается, не случайность.
- Я  написал эту картину под мелодию композитора Мерзие Халитовой, написанную ею на стихотворение  Волошина «Полынь», - признаётся автор. - Меня она так взволновала, что выплеснул свои чувства на полотно. Потом написал ещё несколько картин, и мы с Мерзие провели совместный вечер «Музыка в живописи. Живопись в музыке».
Своим восприятием творчества Ирфана Нафиева на открытии его юбилейной выставки в Республиканском Доме художника поделились искусствовед Людмила Бородина, заместитель министра культуры республики Исмет Заатов, вручивший Ирфану грамоту, ректор индустриально- педагогического института, в котором художник преподаёт, Февзи Якубов, коллеги Виктор Задириенко,  Рамазан Усеинов, Сергей Смирнов, Татьяна Шевченко, Исмет Веллиулаев.
- Судьба художника Ирфана Нафиева, которого я хорошо знаю с молодости, состоялась в Крыму, на родной земле,- отметил скульптор, график, живописец Айдер Алиев. - Его наполненные романтическим началом, лиричностью, чувственные картины не спутаешь ни с чьими.
От выставки к выставке Ирфан Нафиев раскрывается всё ярче и полнее. Темы и формы их воплощения ему диктует время, его собственная натура, желание сказать своё слово в искусстве - негромкое, но весомое. Творческая мысль пульсирует, рождает новые художественные образы, передающие мироощущение настроенного на радость человека, стремящегося поделиться позитивом с окружающими.
У этого художника есть главное - стиль, без которого в искусстве не состояться. А ещё - актуальность, чувство пульса ХХI века. Его картины дышат, от них исходит мощная энергетика. Наверное, потому, что, как заметил Ирфан, он пишет не так, как может, а так, как хочет. О таких работах говорят: написаны на одном дыхании.
Искусствовед Ирина Удрис, характеризуя творчество Ирфана Нафиева, отметила: стираются жанровые грани, а сложное сочетание лирики и эпичности воспринимается как единство постоянного, неизменного и вместе с тем беспрерывного течения времени.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.