Эрнст Мавлютов: Мы должны создать транспортный каркас Симферополя

30 Сентябрь 2016 520
Эрнст Мавлютов: «При благоприятном стечении обстоятельств решить транспортную проблему города можно за 5 лет.
Эрнст Мавлютов: «При благоприятном стечении обстоятельств решить транспортную проблему города можно за 5 лет.

В конце прошлого месяца депутатами Симферопольского горсовета был утверждён Генеральный план - основной градостроительный документ города. По мнению главного архитектора крымской столицы Эрнста Мавлютова, Генплан - своеобразная конституция города, которая позволит навести в нём порядок и решить множество проблем. Транспортный коллапс, хаотичная застройка, уничтожение парковых зон, стихийная торговля, аляповатая реклама, за которой не видно города, и ещё с десяток разнокалиберных проблем должны уйти в прошлое по мере его реализации. Так, во всяком случае, принято считать. Мы же решили разобраться во всём этом более детально и опубликовать серию материалов, рассказывающих о том, как Генплан будет изменять симферопольские реалии. Начать решили с самой серьёзной проблемы республиканской столицы - транспортной. О ней мы и побеседовали с главным архитектором Симферополя.

- Эрнст Филсурович, прошлой осенью, когда мы с вами говорили о Генеральном плане, вы неоднократно подчёркивали, что решить основные городские проблемы без этого документа невозможно. Теперь Генеральный план у Симферополя есть. Что дальше?
- Дальше нам надо принять план реализации Генерального плана, который определит задачи для всех городских, республиканских и федеральных структур. То есть каждое управление и ведомство теперь знает, что оно должно делать, и в ближайшее время все эти структуры должны предоставить нам дорожную карту, в которой будет пошагово прописано, как будут претворяться в жизнь цели, определённые основными положениями Генерального плана.
- Уверен, с бумажным планированием наши чиновники справятся, но на этапе реализации этих планов у них могут возникнуть проблемы: не хватить финансирования, опыта или банального желания работать. Что тогда?
- Планирование будет вестись исходя из тех реалий, которых требует Генплан. Вопрос о том, могут эти структуры или не могут в силу разных причин выполнить поставленные цели, не стоит. Они должны это сделать. Если им не хватает средств на то же дорожное строительство, то они должны трясти федеральные структуры до тех пор, пока те не выделят финансирование. Но этого тоже недостаточно. Для того, чтобы реализовывать Генеральный план, должно быть соответствующее наполнение бюджета города: не полтора миллиарда, а миллиардов 6 или 7. А для этого город надо сделать инвестиционно привлекательным.
- Каким образом?
- Создать условия. Для начала - завершить следующий этап разработки градостроительной документации - сделать проекты планировки территорий, в которых будет указано точное размещение объектов: детских садов и площадок, дорог, жилых домов, школ, клубов, спортивных сооружений, плавательных бассейнов и так далее. В производственной зоне, естественно, должно быть проведено такое же зонирование по территориям. Надо обозначить, где будет располагаться высокотехнологичное производство, асфальтобетонный завод, складские помещения, логистические центры и тому подобное.  Весь город мы накрываем такими наработками, и у инвестора появляется чёткая картинка, которая позволяет ему оценить, как скоро окупятся его вложения. Мы в свою очередь будем понимать, сколько налогов город будет иметь в год или за десять лет по этой территории.
- Сколько времени займёт вся эта бумажная работа?
- Думаю, ещё полгода.
- Всё то, о чём вы говорили, как-то поможет решить транспортную проблему Симферополя?
- Да, Генеральный план подразумевает создание транспортного каркаса города. Транспортная схема - основа всего сущего для города. Дороги - кровеносные артерии экономики. Здесь нам нельзя ударить лицом в грязь. Мы должны вместе с Министерством транспорта проработать дорожную карту развития не только дорог города, но и Симферопольского района. Мы должны помочь в этом нашим соседям, так как только за счёт кольцевых объездных дорог можно решить проблему пробок в центре города. Сейчас фурам, чтобы попасть из Севастополя на феодосийскую трассу, надо проехать через весь город. Центр города при этом в существующей транспортной схеме является узким горлышком, и там образуется затор. Поэтому надо приложить все силы для того, чтобы транспортный каркас сложился как можно быстрее. Тогда можно будет развивать и жилищное строительство, и производство, и культуру.
- Транспортный каркас при всём желании симферопольцев за год-два не сложится. На строительство второй кольцевой нужно больше времени и колоссальные средства. Есть же масса других мер, которые должны снять транспортное напряжение в городе: расширение дорог, строительство перехватывающих парковок, например...
- Бездумное расширение дорог её не решит. Машины набьются и в новые полосы движения. Сооружение карманов и уборка неправильно припаркованных машин - тоже не выход: на всех эвакуаторов не напасёшься. Решение проблемы должно быть комплексным. Мы проработали перечень мероприятий из 20 пунктов. Если все их выполнить, то проблема будет закрыта.
- Можно более подробно об этом?
- Да. В первую очередь мы ожидаем, что Министерство транспорта завершит перемычку по объездной дороге над евпаторийским шоссе и достроит участок объездной Дубки - севастопольская трасса. После того как это будет сделано, до 50% транспорта по севастопольскому направлению будет объезжать центр города. Дальше мы делаем перехватывающие парковки на феодосийском и севастопольском шоссе, чтобы люди из пригородов могли оставить там свой личный транспорт и пересесть в общественный транспорт.
А для того чтобы у людей возникло такое желание, надо, чтобы он был комфортным: как минимум с кондиционером и Wi-Fi. Схему движения общественного транспорта также нужно менять, сейчас назвать её гармоничной нельзя. Мы по проспекту Кирова пускаем 35 маршрутов. Это очень много. Поэтому надо проводить оптимизацию. А значит, нам необходимо понять, какие дороги в городе стоит отремонтировать, чтобы пустить по ним общественный транспорт и не создавать концентрированный поток маршрутных автобусов через одну улицу. Теперь по штрафстоянкам. Они должны появиться у нас хотя бы в трёх точках города, чтобы было куда отвозить транспорт, который не умещается или нарушает правила. Само собой, на окраину города надо выносить так называемые «магниты».
- О каких «магнитах» идёт речь?
- О крупных центрах притяжения людей. Например, Центральном рынке. Его мы предлагаем реконструировать, создать цивилизованные торговые места с развитием продовольственной части рынка. Что до вещевого рынка, то во всех странах он обычно находится на окраинах городов либо в крупных торговых молах. Опыт «Меганома» и «Ашана» показывает, что такая модель прекрасно работает и у нас. Офисные центры также должны строиться на периферии города, чтобы не загружать центр города.
- По собственному опыту знаю, что очень сильно тормозит дорожное движение отсутствие «карманов» на остановках общественного транспорта. Почему бы их не сделать? Ведь это относительно недорого и технически несложно.
- Я только «за». Эту работу надо проводить ежемесячно, ежедневно, ежечасно. Но создавать «карманы» на остановках общественного транспорта, на мой взгляд, должны предприниматели, работающие там. Если торговая комиссия даёт место для торгового киоска на остановке, то она должна обязать предпринимателя сделать «карман». Иначе в чём логика? Он будет получать с самого проходного места прибыль, а мы будем смотреть на него и за бюджетные деньги обустраивать «карманы»? Нам в таком случае дешевле не пускать коммерсантов в остановочные павильоны и сделать там просто симпатичные стеклянные остановки.
- Существенно затрудняют движение и припаркованные на дорогах автомобили Из-за нехватки парковочных мест автомобилисты бросают свои машины где попало. Решить эту проблему можно, построив многоуровневые парковки, но дальше разговоров дело пока не движется. Генплан предусматривает наличие таких парковок в городе?
- Да. В проект реконструкции того же Центрального рынка точно будет заложено строительство двух- или трёхуровневой подземной парковки. Это позволит разгрузить рынок. С центром города сложнее. Есть предложение построить подземные парковки между театром и Совмином или под Семинарским сквером. Но без поддержки горожан мы этого сделать не сможем. Стоит нам предложить эту идею, как сразу посыпятся упрёки и вопросы о том, куда деть памятник Ленину и что делать с деревьями. При этом объяснить людям, что мы будем параллельно проводить компенсационное озеленение, очень трудно. Я ещё раз подчеркну, что для решения этого вопроса нам нужна поддержка симферопольцев. Если мы, не посоветовавшись с ними, начнём вырубать вековые деревья в Семинарском сквере, то первым в расстрельном списке будет кто? Правильно, главный архитектор.
- Надеюсь до этого не дойдёт. Как бы то ни было, строительство многоуровневых парковок - дело не сиюминутное, а проблему с заторами надо решать уже сейчас. Что ещё можно сделать?
- Я бы ввёл реверсивное движение по Севастопольской. Утром у нас было бы три полосы движения по направлению в город, а вечером в часы пик - три полосы в обратную сторону. Кроме этого, было бы неплохо добавить силу ГИБДД, чтобы они построже были на дороге. Ведь пока мы законы соблюдать не научимся, навести порядок не получится.
- Эрнст Филсурович, на ваш взгляд, сколько вообще времени понадобится для того, чтобы решить проблему с пробками?
- По своему опыту могу сказать, что если мы все меры, необходимые для решения проблемы, соединим с политической и интеллектуальной волей руководства города и республиканских структур, то от пробок мы сможем избавиться за 5 лет. Один год уйдёт на то, чтобы доделать основные стратегические перемычки в районе евпаторийского шоссе и Дубках. Дальше нам надо защитить документацию и соединить перемычками ялтинское шоссе с севастопольским. Потом - ялтинское шоссе и керченское, а это лет пять: документация, изыскания, защита, выделение федеральных денег. А между делом мы будем закупать современные автобусы, наносить нормальную разметку,  делать велосипедные дорожки, строить парковки, вводить запрет на строительство офисных центров и высоток в центре города.

Беседовал

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.