Духовный бриллиант православия

10 Июнь 2016 306

Так называют блистательного учёного, врача-хирурга, профессора медицины, архиепископа Симферопольского и Крымского святителя Луку, в миру Валентина Феликсовича Войно-Ясенецкого, до самого последнего дня земного пути совмещавшего пастырскую деятельность с призванием врача. Каждый год по благословению митрополита Симферопольского и Крымского Лазаря 11 июня отмечается День памяти нашего выдающегося земляка, причисленного в 1996 году указом священного Синода к лику святых.

Валентин Феликсович Вой­но-Ясенецкий родился в Керчи 27 апреля 1877 года в семье провизора.
Одарённый способностями к рисованию, Валентин окончил параллельно с гимназией Киевское художественное училище и хотел поступать в Петербургскую академию художеств. Но потом признавался: «Во время вступительного экзамена тяжело задумался о том, правильный ли жизненный путь избираю. <...> Недолгие колебания кончились тем, что я признал себя не вправе заниматься тем, чем мне нравится, и обязан заняться тем, что полезно для страдающих людей». Позже он напишет: «Из неудавшегося художника я стал художником в анатомии и хирургии». Профессия врача, которую Валентин получил в
25 лет, отвечала его стремлению «служить бедным и страждущим людям, всеми силами облегчать их страдания».
С этой целью он получил медицинское образование. Божий дар и пытливый ум сделали его основоположником новых направлений в практике местной анестезии и блестящим хирургом.
Как признавался позже близким людям, религиозное озарение испытал во время чтения Евангелия. «Жатвы много, а делателей мало. Итак, молите Господина жатвы, чтобы выслал делателей на жатву Свою» - эти слова Иисуса, указывавшего ученикам на поля созревшей пшеницы, были восприняты им как призыв Божий на служение Спасителю.
В 1921 году Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий был посвящён в Ташкенте, куда забросила медика судьба, в диаконы, а затем рукоположён во иереи. Отец Валентин оставался и после этого главным хирургом ташкентской городской больницы. Врачебную практику совмещал с чтением лекций на медицинском факультете и священническим служением. Лекции профессор отец Валентин читал в рясе с крестом на груди.
В 1923 году находящийся в Ташкенте ссыльный епископ Андрей Уфимский (в миру князь Ухтомский) тайно постриг иерея Войно-Ясенецкого в монахи с именем святого апостола и евангелиста Луки. 31 мая 1923 года монах Лука (Войно-Ясенецкий) был возведён в сан епископа и стал архиереем Лукой.
Жизнь не баловала Божьего человека. Против него не раз выдвигались ложные обвинения, по которым «политического преступника» арестовывали и отправляли в трудовые лагеря, ссылали в Сибирь.
В общей сложности выдающемуся богослову, медику пришлось провести в тюрьмах и ссылках одиннадцать лет.
Несмотря на это, в 1943 году выдающийся хирург епископ Лука был награждён Сталинской премией I степени за монографию «Очерки гнойной хирургии», которая до сих пор является учебным пособием для медиков, а в годы войны открытия учёного спасли жизнь тысячам обречённых на гибель раненых.
В мае 1946 года епископ Лука был назначен архиепископом Симферопольским и Крымским. Много лет он врачевал тела и исцелял души крымчан. Принимал больных на дому, консультировал на медицинских консилиумах в военном госпитале, читал лекции в медицинском институте, публиковал новые работы по медицинской и хирургической практике.
- Прихожане слушали проповеди владыки не только в воскресные и праздничные дни, но и в будни, после литургии, - свидетельствует автор книги «Жизнеописание святого исповедника, архиепископа Симферопольского и Крымского Луки (Войно-Ясенецкого)» протодиакон Василий Марущак. - Его слово имело особенную силу и действенность. На святителе Христовом с буквальной точностью сбылись Господни слова: «Если Меня гнали, будут гнать и вас, если Моё слово соблюдали, будут соблюдать и ваше».
В лике святого
Последнюю литургию архиепископ Лука отслужил на Рождество, последнюю проповедь произнёс на Прощёное воскресенье. Преставился святитель Божий утром, без четверти семь, 11 июня 1961 года, в день памяти Всех Святых, в земле Российской просиявших. Определением синода Украинской православной церкви от 22 ноября 1995 года архиепископ Симферопольский и Крымский Лука причислен к лику местночтимых святых.
В ночь с 17 на 18 марта, на Крестопоклонной седмице, нетленные мощи святителя перенесли от церкви Всех Святых на старом симферопольском кладбище в Святотроицкий храм, где они пребывают по сей день в подаренной греческим архимандритом Нектарием серебряной раке, установленной в северном приделе.
Своей жизнью Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий, автор 55 фундаментальных научных работ по хирургии и анатомии, соединил Божественное и земное, религию и медицину. Долгие годы его выдающийся богословский труд «Дух, душа, тело», цель которого, по замыслу автора, - религиозное просвещение отпавших от веры, существовал только в рукописи и был издан в Крыму по благословению владыки Лазаря. Сегодня эта душеспасительная книга доступна каждому.
Крымчане хранят признательность святителю не только в своих сердцах, она увековечена памятником в Симферополе, мемориальными досками на здании медицинского университета, на одной из старейших крымских христианских церквей - Керченском храме Иоанна Предтечи. На полуострове его именем названы несколько храмов. С 1966 года епархией и медуниверситетом проводятся духовно-медицинские конференции, посвящённые жизни и земным подвигам святителя. На территории Симферопольского женского Святотроицкого монастыря открыт музей, посвящённый земной жизни и служению архиепископа Луки. Вторая городская больница названа его именем, при больнице создан музей, установлен памятник.
Уйдя в вечность, наш заступник и ходатай перед Богом продолжает свою миссию служения страждущим: в главе «Неиссякаемые чудеса святителя Луки» книги «Жизнеописание святого исповедника Луки» приводятся факты исцеления тех, кто молитвенно просил у него помощи.
 Воспоминания внучатой племянницы святителя Майи Дмитриевны Прозоровской сохранили для нас облик выдающегося человека, пополнившего сонм святых. Во время одной из наших встреч она рассказала, что владыка Лука, получив Сталинскую премию за книгу «Очерки гнойной хирургии», все 200 премиальных тысяч пожертвовал детям-сиротам войны.
- В голодный 46-й год мы с мамой по благословению владыки варили огромную кастрюлю какой-нибудь каши, заправляли её постным маслом и кормили голодных детей и стариков, которые с раннего утра занимали очередь на лестнице, ведущей на кухню. Проведя много лет рядом с этим поистине необыкновенным человеком, я утверждаю, что вся его земная жизнь была наполнена высочайшим духовным содержанием. Это был человек высочайшей культуры, все устремления которого были обращены к Богу. Благонравие и долг были основой его жизни на земле и привели его к жизни вечной.
И стали нам поучением и примером.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.