Станислав Говорухин: Я снял очень личную картину

12 Февраль 2016 719

Открывая в прошлогоднем апреле Год литературы в Крыму, культовый режиссёр рассказал нашей газете о задуманном им фильме «Конец прекрасной эпохи». В преддверии Года кино эта художественная лента стала фильмом-открытием Международного кинофестиваля «Кинотавр», затем была презентована на допремьерных показах в Москве, на которых побывал наш корреспондент.

- Станислав Сергеевич, почему, решив рассказать о периоде, названном «оттепелью», обратились к произведениям Сергея Довлатова?
- Потому что он - один из самых популярных советских писателей наших дней. Название его эссе «Конец прекрасной эпохи» совпал с моим определением 60-70 годов минувшего столетия. Это была на самом деле прекрасная эпоха во многих смыслах, в том числе и для искусства. Именно в тот период была потрясающая плеяда поэтов, создавалась прекрасная литература.
- Довлатов описывает 1976 год, а вы несколько сдвинули время, отступили в год 1969-й. Почему?
- Потому что именно тогда пришёл конец «оттепели» - времени, начавшегося после XX съезда КПСС и завершившегося событиями в Чехословакии. Меня это время не отпускает, вот и снял о нём фильм о журналисте и писателе, который из-за своего неординарного характера и прямоты суждений не может найти своего места в жизни. Картина снималась в Ленинграде и в Таллине, куда наш главный герой вынужден сбежать от неприятностей и где он устраивается в местную газету. Чтобы окунуть зрителей в атмосферу шестидесятых, нашли старинные автомобили, массовку одели в соответствующую времени одежду. На достоверность происходящего работает и чёрно-белый цвет. В канву картины вплетены заставки киножурнала «Новости дня», который показывали перед художественным фильмом. Зрители видят «будни великих строек», счастливых москвичей, встречающих Юрия Гагарина после полёта в космос, Ива Монтана, Симону Синьоре и Феллини на Московском кинофестивале, Окуджаву, Ахмадулину, читающих стихи в Политехническом, Хрущёва, орущего с трибуны на интеллигенцию. Моей задачей было наполнить киноленту дыханием той эпохи, чтобы старшее поколение вспомнило то время, младшее - ощутило его и что-то новое открыло для себя.
- Произведения сборника «Компромисс» и записные книжки, которые вы взяли за основу картины, - вещи автобиографические. Те, кто их читал, не могли не заметить, что, несмотря на сохранённые диалоги, сюжетную линию, это не совсем Довлатов…
- А я и не ставил целью копировать его. Моя картина - по мотивам произведений Довлатова. Я снял фильм во многом автобиографический, наделив героя своими чертами. Я ведь тоже работал журналистом, хорошо знаю, каково это – идти на компромиссы, как того требовало то время. Я прошёл через то, что испытал довлатовский герой. Вся моя газетная и телевизионная жизнь была сплошным компромиссом. Так что это очень личная картина.
- Судя по тому, что выбрали режиссёрский факультет ВГИКа, журналистика вас разочаровала?
- Разочаровала не журналистика, а то, что в то время в этой профессии ты зависел от линии партии. Над тобой довлела идеология. Помните, как в нашей картине: даже младенца в роддоме для репортажа надо было выбрать «какого надо» - родившегося не от «кого попало». Мне же всегда нужна была свобода.
- И в кинематографе вы имеете эту свободу? Никогда не идёте на компромиссы?
- Как режиссёр - нет. Всегда снимаю только то, что хочу. Во взаимоотношениях с окружающими, с близкими людьми приходится иногда искать компромиссы. Как и всем. От этого никуда не деться. Но только не в принципиальных вопросах.
- Почему вы со своим опытом проживания в те годы обратились к чужим произведениям, а не написали свой оригинальный сценарий?
- Потому что я не писатель уровня Сергея Довлатова. Не решусь никогда тягаться с его юмором, умением выстроить диалоги. Хороший писатель ценен тем, что за частным видит общее. И умеет подойти к этому нетривиально. Если бы я писал о своей журналистской юности, получилось бы примерно так же, но не так талантливо, не так остроумно. Но картина не о Довлатове, а о журналисте того времени.
- Вы любите снимать и уже известных артистов, и открывать новых. Вместе с популярными Сергеем Гармашем, Фёдором Добронравовым, Дмитрием Астраханом, Борисом Камориным, Светланой Ходченковой сняли никому не известного Ивана Колесникова в главной роли. Не разочаровал?
- Нисколько! Он очень органичен и достоверен. Его не надо было учить на площадке, как себя вести, что делать. Он не играл перед камерой, а просто жил жизнью своего героя, вписавшись в его время.
- Вы наделили его какими-то своими чертами?
- Пытался, но не получилось. Я был в его годы повеселее и поэнергичнее. А Андрей Лентулов получился у Ивана Колесникова солиднее, серьёзнее, более довлатовским.
- Как думаете, молодёжная аудитория поймёт и примет его?
- Вообще-то я снимал для людей, которые читали и любят Довлатова. Сомневаюсь, что нынешние молодые люди, жующие попкорн во время сеанса, относятся к этой категории.
- Ваши обе последние по времени картины - «Weekend» и «Конец прекрасной эпохи» - приняты неоднозначно критиками и зрителями: одними - восторженно, другими - с прохладцей, а то и резко критически. А как вы сами их оцениваете?
- С художественной точки зрения у меня нет к ним претензий. Ощущение, что снял очень хорошую картину.
- А какие новые фильмы ваших коллег восприняли с интересом?
- Мне понравились «Две женщины» Веры Глаголевой, «Территория» Александра Мельника, «Про Любовь» Анны Меликян, «Ещё один год» Оксаны Бычковой, «14+» Андрея Зайцева, «Белая белая ночь» Рамиля Салахутдинова. Но они, к сожалению, погоды не делают. И на большом экране, и на телевизионном мы видим в основном развлекательное кино. Публика приучена к другому кинопродукту - наполненному не художественностью, а выкрутасами, заимствованными из американского кино. Уверен, что молодёжь выберет не «Конец прекрасной эпохи», а «Марсианина» или «Воина» какого-нибудь. Время воспитало такого зрителя. Не читающего, не размышляющего, идущего в кинотеатр развлечься, попкорн пожевать.
- Как бы вы охарактеризовали нынешнюю эпоху?
- Не рискну давать определения. Согласен с Сергеем Есениным: «Лицом к лицу - лица не увидать, большое видится на расстоянии». Пока я в ней, а не на расстоянии. Хотя современным человеком назвать себя не могу: вожу с собой в поездки не фотоаппарат или камеру, а книги, компьютером пользоваться не умею и ничуть от этого не страдаю.
После презентации фильма в Центральном Доме журналиста в голове долго крутились строчки стихотворения Иосифа Бродского с таким же названием - «Конец прекрасной эпохи»: «Жить в эпоху свершений, имея возвышенный нрав,/ к сожалению, трудно… /Зоркость этих времён - это зоркость к вещам тупика…/ Для последней строки, эх, не вырвать у птицы пера./ Неповинной главе всех и дел-то, что ждать топора/ да зелёного лавра».
P. S. Фильм «Конец прекрасной эпохи» признан лучшей режиссёрской работой за 2015 год и получил премию Национальной академии кинематографических искусств России. Вместе со Станиславом Говорухиным обладателями «Золотого Орла» за эту картину стали Дмитрий Астрахан - лучшая мужская роль второго плана, Валентин Гидулянов - лучший художник-постановщик и Наталья Монева - лучшая работа художника по костюмам.

Досье

Народный артист Российской Федерации, заслуженный деятель искусств Украинской ССР, кинорежиссёр, сценарист, актёр Станислав Сергеевич Говорухин родился 29 марта 1936 года. Откровением стали его публицистические ленты «Так жить нельзя», «Россия, которую мы потеряли», «Великая криминальная революция». Неизменным успехом пользуются художественные фильмы разных лет, среди которых «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя», «Ворошиловский стрелок», «Благословите женщину».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.