За право быть республикой

25 лет назад на первом в Союзе референдуме мы начали приближать «Крымскую весну»

20 Январь 2016 289
20 января 1991 года крымчане выбрали автономию.
20 января 1991 года крымчане выбрали автономию.

Чуть меньше двух лет назад крымчане сделали выбор на главном для себя референдуме и проголосовали за возвращение на Родину, в Россию. И уже мало кто вспоминает, что был в нашей жизни ещё один судьбоносный выбор - в январе 1991 года, без которого, пожалуй, не было бы и «Крымской весны». Четверть века назад крымчане и «Крымская правда» встали на защиту статуса полуострова и возможности жить по-русски. Мы перелистали подшивки газеты, чтобы вспомнить, как это было.

Шли, как в последний бой
Нынешний статус Республики Крым определён был ещё 98 лет назад, когда 22 марта 1918 года в границах Крымского полуострова Сов­нарком РСФСР провозгласил Республику Таврида. А в октябре 1921-го наш полуостров получил статус уже Крымской Автономной Советской Социалистической Республики в составе Российской Советской Федеративной Социалистической Республики. Этот статус мы потеряли в 1945-м, став областью в составе РСФСР, а 19 февраля 1954-го нас подарили Украинской ССР. Вначале крымчане ещё терпели, всё-таки в одной стране, границ нет, русский язык общий, хотя и вывески на магазинах на украинском, но как-то это не напрягало особо. А когда в 1989 году под давлением националистов Верховный Совет УССР принял дискриминационный закон о языках, сделав украинский язык единственным государственным языком в ещё Украинской Советской Социалистической Республике и в Крымской области в том числе, мы начали прозревать, что дальше будет ещё хуже, чувствуя, что такими темпами угроза надвигается не только на нас, но и на всю огромную страну.
Из номера в номер «Крымская правда» обсуждала и осуждала этот закон, разъясняла, к чему это может привести, публиковала взволнованные письма читателей. И всё чаще в публикациях появлялась мысль: надо бороться за воссоздание крымской государственности. 18 октября 1990-го газета писала: «Украинский парламент, скомпрометировавший себя в глазах населения бездеятельностью, принял решение, которое подталкивает республику к хаосу. Под давлением национал-экстремистов Верховный Совет УССР постановил не подписывать Союзный договор до принятия новой Конституции республики. Осталось удовлетворить ещё несколько требований толпы, чтобы регулярно раздающееся на площади Октябрьской революции по адресу парламента дружное «Ганьба!» сменилось не менее дружным «Слава героям!». Как в воду глядели: 24 года прошло, и зазвучало «Слава героям!» - тем, кто прислуживал и помогал в войну фашистам. Крымчане понимали: нам с гадами не по пути. Решение «О проведении референдума» и Декларацию о государственном и правовом статусе Крыма, в которой и определён вопрос, выносимый на референдум, областной Совет народных депутатов принял 12 ноября 1990 года. Крымский референдум стал первым в истории СССР - людям доверили самим выбрать свою судьбу. Наша газета стала рупором этого движения: на страницах «Крымской правды» выступали люди различных сфер деятельности, разъясняя, что это даст крымчанам. Даже специальные рубрики появились: «Что нам даст автономия?» и «Идём к референдуму». А с 26 декабря 1990-го добавилась рубрика
«О государственном и правовом статусе Крыма». А читатели отвечали: «Мы станем хозяевами полуострова, будет больше справедливости, прекратятся всякие махинации за нашей спиной». И 20 января 1991-го крымчане шли на референдум, как в последний бой, понимая, что от того, какой ответ выберем в бюллетене, зависит наше будущее. На вопрос, вынесенный на референдум, «Вы за воссоздание Крымской Автономной Советской Социалистической Республики как субъекта Союза ССР и участника Союзного договора?» «да» сказали 93,26%, или 1343855 человек из 1441019 принявших участие в референдуме. 22 января 1990-го «Крымская правда» писала в статье «Как мы голосовали?»: «К 9 утра на участках побывало 10,7%. Особенно активно голосование началось в Советском районе - 32%, Раздольненском - 27%, Красноперекопском - 25,6%. К полудню число граждан, явившихся на участки, - 45,8%. К 15.00 в Симферополе проголосовало 71%. В 22.36 из Советского района поступила первая телеграмма об итогах с мест - проголосовало 83% населения, из них за восстановление - 96,7%».
Ждали 23 года
Но к мнению крымчан, желающих видеть автономию отдельным субъектом СССР, никто не прислушался: в феврале парламент Украины воссоздал её в составе своей республики. Хотя, если придираться к терминам, воссоздать Крымскую АССР в составе УССР невозможно - автономией Крым был только в составе РСФСР, а в УССР передан уже областью. Но власть РСФСР, тогда сама увязшая в «перестройке и демократии», о возвращении Крыма не думала. Спустя два месяца, 17 марта 1991-го, крымчане уже на всесоюзном референдуме в своём большинстве, как и жители всего Союза, высказались за «сохранение СССР как обновлённой федерации равноправных суверенных республик», в которой мечтали видеть и себя. Однако народная воля не была выполнена: «тройка», собравшаяся в декабре в Беловежской пуще, на неё просто наплевала. А в Украинской ССР вовсю «расцветала» независимость. Пытаясь бороться за свои права, Верховный Совет Крыма вначале принял Декларацию о государственном суверенитете республики, а в феврале 1992 года - Закон
«О Республике Крым как официальном названии демократического государства Крым». Крымская АССР стала Рес­публикой Крым. 6 мая у нас появилась Конституция Рес­публики Крым, которая была введена в действие в 1994 году уже парламентом республики второго созыва.
Впрочем, Украина мириться с особым статусом «сепаратистского» полуострова не собиралась: Верховный Совет Украины в 1994-м переименовал нас в Автономную Республику Крым, спустя год в одностороннем порядке отменил Конституцию автономии и около 40 законодательных актов. Дальнейшая история «мятежного» полуострова проходила под пристальным вниманием Киева. Но крымчане и «Крымская правда», главная газета полуострова, продолжали отстаивать свои права на самостоятельность. Главный редактор газеты Михаил Бахарев и его заместитель Татьяна Рябчикова в 1994 году избраны жителями полуострова в Верховный Совет Крыма.
В 1998-м ценой огромных усилий крымских политиков принята новая Конституция автономии. Мы сумели продержаться в условиях насильственной украинизации и нараставшего украинского национализма 23 года, бороться, противостоять, не предавать прошлое, о чём все эти годы писала «Крымская правда» в журналистских материалах, публиковала письма читателей. Не хотели крымчане мириться с происходящим, отстаивали свой автономный статус, позволивший нам в конце концов осуществить мечту и воплотить в жизнь «Крымскую весну».

Наталья ПУПКОВА.