Кавалер ордена Славы

16 Январь 2016 327

...А ещё двух медалей «За отвагу» и множества других наград. В 18 лет на фронте он был ранен, контужен, а домой ушло ошибочное извещение «пропал без вести». Постоянный читатель «Крымской правды» Павел Матвеевич Свинцов отмечает 90-летие.

- То страшное извещение, по счастью, девчата на почте маме не отдали, - рассказывает Павел Матвеевич. - А потом и от меня письмо пришло.
Павел Свинцов родился 15 января 1926 года в селе Сергиевка Тамбовской области в семье учительницы и сельского бухгалтера. Кстати, его отец тоже фронтовик, награждён медалями «За боевые заслуги», «За отвагу» и орденом Красной Звезды. Когда началась Великая Отечественная, парню было 15 лет.
- В тот день мы с товарищами были на рыбалке, - рассказывает ветеран. - Вдруг увидели, как по дороге жители стали перегонять лошадей, и кто-то кричал, плакал. Прибежали домой. Во дворе суета, на крыльце сидят люди и говорят только об одном - началась война. Я учился в школе, но в 1942 году её закрыли. Учеников отправили работать на поля.
В ноябре 1943 года, в 17 лет, ушёл в армию. Направили в снайперскую сержантскую школу 47-й бригады, через 8 месяцев обучения - на фронт: попал в 991-й полк 306-й Рипшской Краснознамённой дивизии.
Первый бой - под Бауском в Белоруссии, потом гнали фашистов из Прибалтики, освободили Шяуляй. В боях под Ригой Павел Свинцов был ранен, контужен. Вспоминает, что засыпало землёй в окопе, а очнулся, когда наши танкисты раскопали. Домой же ушло извещение - пропал без вести. Госпиталь. И снова на фронт.
- Вышли к Восточной Пруссии, под Мемель, - вспоминает фронтовик. - В том бою погибли все связисты, командир назначил меня, так и остался связистом до Победы. После взятия Мемеля перебросили под Любаву, где батальон попал в окружение. Прорываясь, половина солдат погибла, но до города мы всё-таки дошли. За те бои, где обеспечивал связь с тылом, получил первую медаль «За отвагу». Вторую - за подавление вражеской огневой точки, что мешала продвигаться. Я и ещё один парень вызвались добровольцами: уничтожили врага, но напарник погиб. Вообще потери были большие: в ротах нашего батальона в живых оставалось по 7-10 человек, и нас отправили для пополнения других частей. Первое мая 1945 год встретили на формировке в Кандаве, Латвии, а на следующий день подняли по тревоге. За то, что выбили врагов с хутора, за оперативное устранение обрывов связи меня наградили орденом Славы III степени. День Победы встретил в Кандаве. Потом до февраля 1946-го служил в отделе контрразведки Смерш, затем вновь родная часть, перевод в Николаевск-на-Амуре, где и служил до 1950 года.
Демобилизовавшись, поступил в Тамбове в школу повышения квалификации по профессии «Техник радиоузлов». Затем работа и встреча с любимой - Зиночкой, Зинаидой Яковлевной Саутиной.
В 1952-м молодые поженились, через год родился сын Владимир, спустя три года - дочка Валентина.
- В этом году - 64 года нашей совместной трудной, но счастливой жизни, - продолжает Павел Матвеевич. - Трое внуков, две правнучки. А в Крым перебрались в 1969-м - брат Александр, работавший главным бухгалтером совхоза «Малореченский», перетянул. Не жалею. Кстати, как оказалось, с Крымом у меня ещё одна связь, правда, грустная: здесь погиб родной дядя Пётр Калинкин - воздушный стрелок «Ил-2». Вместе с лётчиком Александром Ударовым он не вернулся с задания 1 ноября 1943 года, обеспечивая поддержку Керченско-Эльтигенского десанта. Самолёт в прошлом году обнаружили гидрологи, занимающиеся строительством моста через Керченский пролив («Крымская правда» рассказывала об этом 28 августа 2015-го). Дядя старше меня на два года. Замечательный парень, у него был отменный бас, пел очень хорошо. Война... столько ребят забрала.
Павел Матвеевич, несмотря на годы, старается не унывать, очень любит жизнь, людей, Родину. В этом и в труде, по его словам, и есть главный залог долголетия.
«Крымская правда» поздравляет своего многолетнего читателя с юбилеем. Многие вам лета, Павел Матвеевич!

Наталья ПУПКОВА.