Дом Томашевского - напоминание о «бандитских временах»

16 Январь 2016 360
Дом Томашевского в Гурзуфе.
Дом Томашевского в Гурзуфе.

Среди достойнейших сынов Отечества русского, раскрывших талант свой в Крыму и прославивших вдохновлявшее их благословенное место, - выдающийся пушкинист, филолог, историк литературы и лингвист, теоретик стиха и текстолог Борис Томашевский.

Борис Викторович поселился в Гурзуфе в 1947 году по соседству с дачей Антона Павловича Чехова. Томашевскому мы обязаны созданием в 1938 году довоенного музея Александра Сергеевича Пушкина в доме Ришелье, в котором в 1820 году поэт провёл, по его признанию, «счастливейшие минуты жизни», вернувшие ему вдохновение.
Гурзуфский дом Бориса Томашевского много лет относился к Ялтинскому музею А. П. Чехова. По документам он числился хозяйственной постройкой, в перспективе же его собирались сделать музеем, на что были все основания. Но наступило «смутное» время, когда всё решалось не целесообразностью, а угрозами и огнестрельным приведением их в исполнение. Администрацию Ялтинского музея вынудили в 2002 году сдать дом Томашевского в аренду ООО «Поток» на длительный срок. Была даже сделана попытка приватизировать дачу знаменитого на весь мир пушкиниста, но это, к счастью, удалось предотвратить. После чего были изданы постановление Совета министров и Верховного Совета республики о музеефикации гурзуфской дачи Томашевского. Но это благое намерение так и остались на бумаге, хотя администрация Дома-музея Чехова подавала иск об одностороннем расторжении договора с фирмой-арендатором, не выполняющей условия договора. Хозяйственный суд принял, мягко говоря, странное решение: отказать в расторжении договора, мотивировав его тем, что арендатор, долгое время не выполнявший условия договора, выплатил долги за 2003 год и январь 2004-го (кстати, сделано это было только после подачи иска). То, что на момент судебного решения не было выплачено ни копейки ни музею, ни государству за февраль, март, апрель и за май, суд во внимание не принял.
Исторический дом по-прежнему использует таинственный «Поток» как базу для летнего отдыха.
Утекло с того лихого времени воды немало, а Гурзуфский дом Бориса Томашевского - истинное достояние республики и её народа - по-прежнему принадлежит «Потоку», вымыть который из крымской истории никак не удаётся. Он, кстати
(а вернее, некстати), владеет и Ялтинским музеем писателей Павленко и Тренёва, являющимся муниципальной собственностью города, который, как видим, собственностью своей не дорожил и не дорожит.
Дабы понимать, что мы теряем с невозвращением дачи Томашевского в культурное пространство республики и страны, надо осознать хотя бы краткую историю жизни и творчества великого пушкиниста и «намоленность» места, в котором он провёл плодотворные годы, оставшиеся в трудах всемирного значения.
В доме Бориса Викторовича Томашевского в разные времена находили приют Анна Ахматова и Святослав Рихтер, Александр Солженицын, Валентин Каверин, Николай Заболоцкий и другие выдающиеся деятели культуры.
Внучка Бориса Томашевского Мария Николаевна передала в Гурзуфский музей
А. С. Пушкина книги учёного, предметы быта, мебель, записные книжки учёного, письма академика Дмитрия Лихачёва его жене Ирине Медведевой-Томашевской, фотографии из семейного архива.
- Мы готовы к созданию полноценной музейной экспозиции,- отмечает директор Пушкинского музея Наталья Богданова. - Основание для этого - не только ценнейшие экспонаты, но и сохранившие­ся дом и придомовая территория, постоянная связь семьи Томашевских с нашим музеем, захоронения Бориса Томашевского и его супруги в Гурзуфе. И, конечно, соседство дома с чеховской дачей, с Генуэзской скалой, на которую поднимался Александр Пушкин, описавший с большой точностью башни крепости и греческое кладбище на северном склоне скалы в черновых строфах стихотворения «Кто знает край, где роскошью природы…». Музей в Гурзуфе станет самым достойным памятником крымчанину по духу, пушкинисту по призванию, проводнику Пушкина по всем грядущим векам.
Книги выдающегося учёного, признанного во всём мире авторитетом, предопределившим своими трудами многие аспекты развития пушкинистики, составителя первого советского однотомника Пушкина, участника издания академического собрания сочинений поэта, переведённые на добрый десяток языков, остаются по сей день востребованными, дарят прочные разносторонние знания современным студентам. Благодаря Борису Томашевскому расшифрованы тексты черновиков Пушкина, чего никто до него не осилил. Именно он восстановил пропавшие строки и строфы стихов поэта. Именно с него началось рассмотрение русской поэзии и литературы в контексте мирового культурного процесса.
Кому как не крымчанам, гордясь связью с нашим краем выдающегося учёного, признанного во всём мире авторитетом, позаботиться об увековечении его памяти созданием полноценного музея в маленьком уютном гурзуфском доме над морем, в стенах которого писались многие из этих трудов. В доме, который гостивший здесь лауреат Нобелевской премии Иосиф Бродский назвал «письменным столом Европы».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.