Десант под Новый год

29 Декабрь 2015 368
Десант идёт на прорыв.
Десант идёт на прорыв.

Радостную весть 31 декабря 1941-го произнёс неповторимый голос диктора Юрия Левитана: «29 и 30 декабря группа войск Кавказского фронта во взаимодействии с военно-морскими силами Черноморского флота высадила десант на Крымском полуострове и после упорных боёв заняла город и крепость Керчь и город Феодосию».

Приказ: Крым
За скупыми строками сообщения Совинформбюро - жизни наших воинов, в сильнейший шторм, в ледяной воде шедших освобождать полуостров. Это был приказ Ставки Верховного главнокомандования, окрылённой успехом контрнаступления под Москвой, отданный командованию Закавказского (с 30 декабря 1941-го - Кавказского) фронта.
В двухнедельный срок подготовить и провести десантную операцию и овладеть Керченским полуостровом, чтобы оттянуть силы врага от Севастополя, сорвать его наступления на Кубани и Кавказе и создать плацдарм для освобождения от фашистов всего Крыма.
План разрабатывал начальник штаба Фёдор Толбухин, тот самый, что приведёт весной 1944-го на полуостров войска 4-го Украинского фронта для окончательного освобождения Крыма от врага. Вполне возможно, что полководческий талант Фёдора Ивановича и доблесть наших воинов могли позволить сделать это ещё в 1942-м: после успеха Керченско-Феодосийского десанта был создан Крымский фронт, и Толбухин стал его начштаба, разрабатывая удачные операции. Но история не терпит, как говорится, сослагательного наклонения, а Фёдора Толбухина не потерпел в Крыму одиозный и сумасбродный представитель Ставки Верховного главнокомандования Лев Мехлис, настоявший, чтобы генерал-майора убрали с фронта. Возможно, это и стало одной из причин того, что спустя два месяца Крымский фронт потерпел жесточайшее поражение и освобождения пришлось ждать ещё два года.
Но тогда, в декабре 1941-го, всё только начиналось: план Толбухина предполагал 21 декабря одновременную высадку 51-й (командующий - Владимир Львов, погибнет на Керченском полуострове 8 мая 1942-го) и 44-й (командующий - Алексей Первушин, будет тяжело ранен под Феодосией 15 января 1942-го) армий в район Керчи и в Феодосийском порту, чтобы, освободив эти города, взять Перекоп, изолировать врага, дождаться подкрепления и разгромить фашистов на полуострове. Но дату пришлось изменить: 17 декабря фашисты начали наступление на Севастополь, командующий Закавказским фронтом Дмитрий Козлов приказал перебросить силы туда. Но десант всё-таки состоялся, хотя и не одновременный - мешал сильнейший шторм.
Шторм 8 баллов
Первыми на кораблях Черноморского флота, Азовской военной флотилии и Керченской военно-морской базы, десантных ботиках и рыбачьих лодках в восьмибалльный шторм за два часа до рассвета 26 декабря отправились к крымскому побережью войска 51-й армии. Рассчитывали только на свои силы да корабельные орудия прикрытия: поддержка с воздуха была минимальной - слишком далеко на Кавказе были наши самолёты. Занять Керченский полуостров планировалось высадкой одновременно восьми групп воинов 224-й, 302-й, 390-й и 396-й стрелковых дивизий, 12-й стрелковой бригады, 83-й бригады морской пехоты, но из-за шторма достичь берега 26 декабря смогли немногие - высадка растянулась до 30-го.
И вновь скупые строки хроники. Мысы Зюк и Хрони - «шторм помешал кораблям подойти к берегу, и десантники с криками «Ура!» прыгали в ледяную воду, добирались вплавь, с ходу вступая в бой». А зима 74 года назад была не в пример нынешней - 17 градусов мороза. «Сапёры 275-го отдельного сапёрного батальона под командованием Нанченко первыми бросились в ледяные волны и под огнём врага пришвартовали баржу. Подразделение младшего лейтенанта Лохно быстро установило сходни. Стоя по пояс в воде, сапёры помогали пехотинцам и артиллеристам выгружать орудия, миномёты и ящики с боеприпасами. Подошло подкрепление. В результате ожесточённых боёв сопротивление врага было сломлено. Этой операцией руководил политрук Ананкин». «У посёлка Эльтиген высадились семнадцать матросов, майор береговой службы Лопата и политрук Шутов из Керченской военно-морской базы. Вступили в неравный бой. К концу дня в живых остались лишь майор, политрук и два матроса: укрывшись за развалинами, они продолжали отстреливаться. На следующий день фашисты открыли артиллерийский огонь по развалинам. Политрук и один из матросов умерли на руках товарищей. Похоронив погибших, майор Лопата и матрос Сумцев прорвались через вражеские позиции и три дня скрывались до прихода основных сил». «Катер капитан-лейтенанта Иванчикова, прикрывая сейнеры с десантниками, принял на себя огонь вражеских береговых батарей. Команда под огнём заделывала пробоины, даже когда катер наполовину ушёл под воду, расчёт орудия продолжал прикрывать десант».
Керчь полностью освободили от фашистов к 31 декабря: 30 декабря Керченский пролив сковало льдом, и десантникам стало легче переправляться. Почти 5 месяцев, до 15 мая 1942-го, город оставался советским, удерживаемый войсками Крымского фронта - на помощь 51-й и 44-й армиям подошла 47-я армия Константина Колганова.
Освободить за день
Это удалось сделать в Феодосии 29 декабря 1941-го – высадка десанта 44-й армии (157-я, 236-я, 345-я и 404-я стрелковые, 9-я и 63-я горнострелковые дивизии, 74-я бригада морской пехоты) началась ночью. «Первыми в порт на сторожевых катерах ворвались 300 бойцов штурмового отряда во главе со старшим лейтенантом Айдиновым и политруком Пономарёвым. Они прыгали с катеров в ледяную воду, под прицельным огнём противника взбирались на обледенелые плиты причала.
В считанные минуты пирс очищен от фашистов». Впрочем, подойти к пирсу было тоже нелегко: фашисты наставили мин – на одной подорвался эсминец «Способный», похоронив две сотни бойцов. И с воздуха фашисты обстреливали плотно: на вёзшем десантников крейсере «Красный Кавказ» вражеский снаряд пробил орудийную башню. «Загорелись пороховые заряды. Матрос Пушкарёв, рискуя жизнью, в дыму и пламени, нашёл дверь и стал выбрасывать на палубу горящие полузаряды. Самоотверженно работали матросы Пелипко, Переверзев, Щёкин, Богданов, Демидов, Кузьменко. Руководил группой лейтенант Гойлов. Через четыре минуты пожар ликвидирован, и башня вновь стала вести огонь по врагу». А те, кто дошёл до берега, с ходу вступали в бой. Сражались буквально за каждый дом: «Дважды раненный матрос Хорьков заметил в одном из домов группу гитлеровских автоматчиков. Собравшись с силами, подполз к окну и метнул связку гранат». К утру Феодосия была освобождена. Увы, долго радоваться жителям не довелось: командование фронтом медлило с наступлением, а враг - нет. 15 января 1942-го фашисты вновь заняли город, хотя наши доложили об этом в Ставку лишь через два дня.

Только цифры

Из 82500 участников Керченско-Феодосийского десанта (высадка и бои шли с 26 декабря 1941-го до 2 января 1942-го) 32453 человека погибло и пропало без вести,  9482 - ранено, контужено, обморожено - многие потом умерли.
В 1973-м Керчи присвоено звание город-герой, а в этом году Феодосии - звание город воинской славы.

Наталья ПУПКОВА.