От винта, ребята!

Как на полуострове зарождалась авиация страны

21 Декабрь 2015 494
Коллектив Качинской авиашколы, 1928 год.
Коллектив Качинской авиашколы, 1928 год.

Призыв «От винта!» при современной авиатехнике неактуален, а вот в старые времена эти слова звучали на полуострове часто. Ведь авиация России зарождалась у нас.

Первый военный лётчик

Сто пять лет назад, 16 сентября 1910 года, на окраине Севастополя собрались жители, чтобы посмотреть, «как оконфузится французская этажерка» - аэроплан «Антуанетта». Офицер в морской форме взбирается в кабину, механик раскручивает пропеллер. Раздаётся: «От винта!», и «этажерка» катится по полю. Затем, к изумлению публики, оторвавшись от земли, взлетает. Первым военным лётчиком России, поднявшим аэроплан над Севастополем, стал 31-летний лейтенант Черноморского флота Станислав Дорожинский. Выпускник Морского кадетского корпуса, командовавший миноносцем, за год до полёта назначен начальником воздухоплавательного парка Морских сил Чёрного моря и командирован в Париж для обучения лётному делу. А так как парк имел лишь несколько нерабочих воздушных шаров, лётчик просил командующего флотом Владимира Сарнавского приобрести во Франции аэроплан «Антуанетта». Самолёты для флота приобрёл замкомандующего, великий князь Александр Михайлович - внук императора Николая I, морской офицер, служивший на Балтике и Черноморском флоте.
В феврале 1910 года он убедил членов комитета по сбору добровольных пожертвований использовать деньги на создание в России авиашколы. Местом для неё выбрали окраину Севастополя: на Лагерном (Куликовом) поле построили деревянный ангар и установили три парусиновых. Позднее школа перебазировалась в район реки Качи и стала называться Качинской. Она знаменита многими выпускниками, в том числе трижды Героем Советского Союза Александром Покрышкиным, первой женщиной Героем Советского Союза Полиной Осипенко. Подготовка военных лётчиков в Севастополе началась 11 ноября 1910 года. Председателем совета школы назначен начальник службы связи флота Вяче­слав Кедрин, первым начальником школы - Сергей Одинцов, установивший в 1910 году всероссийские рекорды дальности (Санкт-Петербург - Таганрог), продолжительности (свыше 40 часов) и высоты (6400 м) полёта на аэростате. Через год - первый выпуск, причём экзамен был сложнейшим: на аэропланах лётчики должны подниматься над горами и морем, в туман, в дождь, ночью и при ветре скоростью 8 метров в секунду. Военные лётчики у России появились, а чтобы у них были самолёты, в 1915-м в Симферополе появился авиа­завод Артура Анатры (ныне территория бывшего кожевенно-обувного объединения), до 1917 года выпустивший 170 бипланов.

Семейная память

Завод прекратил существование в 1922-м, а Качинская авиашкола в Севастополе работала до начала Великой Отечественной, потом была эвакуирована.
- Первые годы жизни в конце 1920-х я провёл именно в Качинской авиашколе, - вспоминает наш читатель Анатолий Синица. - Мои дяди работали там и в разговорах между собой и с моей мамой Ольгой Климентьевной Ковалёвой часто касались авиационных тем. 
А отец, Николай Петрович Синица, ещё до революции проходил в Каче срочную службу и был подготовлен в школе авиатехников. Там его и застали революция и гражданская вой­на. После окончания смуты новые власти приняли решение о воссоздании авиашколы уже как школы «красных лётчиков». В её становлении принял активное участие и отец. Сохранилась фотография, сделанная 4 ноября 1928 года. Большой одномоторный биплан, под которым поместился почти весь коллектив Качинской авиашколы. На верхней плоскости слева - мой отец, в то время начальник 2 ремонтно-сборочного моторного цеха. Тогда в школу поступали в разобранном виде самолёты и авиадвигатели, в основном иностранные, а наши специалисты их собирали.
В конце 30-х годов семья читателя переехала в Симферополь, но с авиацией связь не потеряла.
- Отец стал работать механиком в аэроклубе - 1-й в стране школе гражданских лётчиков Общества содействия обороне, авиационному и химическому строительству, основанной в начале 1931-го, а через три года преобразованной во Всекрымский аэроклуб, позднее - Симферопольский, - вспоминает Александр Николаевич. - Мы жили на его территории, на холме возле церкви Всех Святых, за нынешним зданием ДОСААФа, стояли три одно­этажных барака. В одном - штаб аэроклуба и учебные классы, в других жили семьи лётчиков, авиатехников. Помню, возглавлял аэроклуб Харламов, начальник штаба - Балатин, комиссар - Василий Скибеда, старший техник - Ковалёв, начальник лётной части - Виктор Воскобойников, начальник парашютной службы - Сервер Ваапов. Первый выпуск лётчиков состоялся в конце 1931 года. Три лучших выпускника - А. Асанов, Мансур Мазинов, И. Жмарёв - оставлены при аэроклубе.
Самолётный парк школы базировался на территории кожевенного завода имени Дзержинского, что за современным радиорынком. Там сохранилось несколько ангаров авиазавода «Анатра». Грунтовое лётное поле находилось на месте не работающего сейчас завода пластмасс на нынешней улице «Крымской правды».
- Ангары от поля отделяла железнодорожная ветка, идущая к кожзаводу, - вспоминает читатель. - Через неё устроили деревянный переезд. Тягачей не имелось, и курсанты сами перекатывали самолёты. На поле стояла пара будок, а над ним развевалась полосатая, как мы говорили, «колбаса» - устройство для определения направления ветра. Именно здесь каждый год 18 августа праздновали День авиации. Непременной его участницей была певица Сабрие Эреджепова - крымский соловей.
В конце 30-х годов партия выдвинула лозунг: «Сельская молодёжь, на самолёт!». Симферопольский аэроклуб отправил несколько учебных самолётов У-2 с лётным и техсоставом в крупные совхозы и колхозы для проведения лётной подготовки сельской молодёжи без отрыва от производства.
В ту, что отправили в Ичкинский, ныне Советский район, в феодосийский зерносовхоз имени 15-летия ВЛКСМ, в посёлок Черкез-Тобай (сейчас Чапаево), вошли два самолёта, авиамеханики - мой отец и Быков, лётчики-инструкторы - Асанов и Арнаутов. Мой отец обслуживал самолёт Асанова. К сожалению, его настоящего имени я не знаю, а в общении с друзьями он называл себя Алёшей. Лётчик родом из села Отузы (ныне Щебетовка), из многодетной татарской семьи, один из его братьев жил в Симферополе и возглавлял отдел табаководства в Наркомате земледелия Крымской АССР. Алёша приехал в столицу Крыма, поселился у брата, поступил в аэроклуб и закончил его с отличием. В Черкез-Тобай отец взял нас с собой, дали небольшую квартиру с общей кухней на втором этаже двухэтажного дома, соседями оказалась семья классного столяра совхоза Алексея Якимьюка.
А на первых этажах дома оборудовали учебные классы.
Читатель вспоминает, что совхоз отвёл амбар для хранения самолётов, выделил участок земли под лётное поле. Учебные полёты проводились в совхозе до работы - с 4 до 9 утра и после неё  - с 18 до захода солнца.
- Таких групп, как наша, было немало, а населённые пункты Крыма, где они действовали, назывались «точками», куда с инспекцией приезжали из Симферопольского аэроклуба, - вспоминает Анатолий Синица. - Чаще всего - начальник лётной части Воскобойников и лётчик-инспектор Першин, нередко их сопровождал журналист «Красного Крыма» Евгений Степанов.

Гражданский флот

Но Крым славится не только военной авиацией - на территории нынешнего аэропорта «Симферополь», как вспоминает читатель, было лётное училище Гражданского воздушного флота.
- Туда поступил мой двоюродный брат Михаил Ковалёв. В конце 1941-го училище эвакуировали в Пензу, и он вместе с частью курса направлен в наземные войска, в которых он и провоевал до самого конца боевых действий. А вот сосед Николай Степанов, окончив эту школу, служил в ВВС и вернулся в Симферополь с наградами. После войны работал в Симферопольском аэроклубе лётчиком-инструктором, но в 1948 году погиб, спасая курсанта. Моя же связь с авиацией продолжилась, когда после войны устроился работать шофёром в лаборатории ГСМ штаба ВВС Таврического округа, начальником которой была подполковник Наталья Кошеварова. Потом поступил в Симферопольский автотранспортный техникум, перевёлся дежурным водителем штаба ВВС округа. Окончив техникум, стал работать в 79-м авиаотряде, на территории аэропорта «Симферополь». Его командиром был бывший морской лётчик Николай Зацепа, а инженером - Фёдор Пронин.
Авиаотряд обеспечивал рейсы почты, санавиации, сельского хозяйства. Службы отряда, как вспоминает читатель, располагались в деревянных домиках, лётчики и авиатехники ютились в обгорелых металлических ёмкостях объёмом 50 кубов. Позже появилось каменное двухэтажное здание аэровокзала с диспетчерской вышкой.
- Вскоре я покинул 79-й авиаотряд, - рассказывает Анатолий Николаевич. - Но в душе навсегда осталась добрая память о нём и обо всех крымских авиаторах. Ведь профессия лётчика -  профессия героя, сам выбор её - уже подвиг.

Наталья ПУПКОВА.