Какой тут дышит мир! Какая славы тризна!

21 Декабрь 2015 409
Свято-Никольский храм.
Свято-Никольский храм.

Среди множества памятников в местах славных битв за наше российское Отечество один из ярких и символичных - храм-пирамида на севастопольском Братском кладбище времён первой обороны города. На земле древнего Корсуня, откуда Русь просветилась светом учения Христова. Здесь 160 лет тому назад на протяжении 11 месяцев совершались русскими войсками геройские подвиги, память о которых вечно будет жить в сердцах грядущих поколений.

Братское кладбище возникло на Северной стороне в первые дни осады, в сентябре 1854 года, по приказу адмирала
В. Корнилова. Каждую ночь на Николаевском мысе в руках погибших героев зажигались свечи, освещали бледные окровавленные лица… А потом за ними подъезжала большая лодка с унтер-офицером, прозванным Хароном, баркасы, на которых переправляли убитых на Северную сторону бухты, нередко под разрывами вражеских бомб. На кормах, вокруг открытых гробов, стояли священники в траурных облачениях. Живые провожали товарищей, повторяя про себя слова, коротко и ясно выражающие долг служения Отечеству: «Не щади себя там, где потребует того долг и coвесть!», понимая, что завтра они могут оказаться на скорбных баркасах…
На месте братских захоронений ставился деревянный крест или просто клали камень. Каждый день появлялось несколько таких могил; таким образом, за время 11-месячной осады Севастополя образовалось Братское кладбище.
Почти со всех возвышенностей города, знаменитых событиями первой обороны, просматривается холм на Северной стороне, увенчанный пирамидальным сооружением с крестом - храмом святого Николая, памятником русским воинам, павшим при защите города в 1854-1855 годах. Построенный в 1870 году на Северной стороне города русской славы Свято-Никольский храм не имеет аналогов в мире.
Перед главным входом стоят два дома в готическом стиле - здесь жили ветераны вой­ны - смотрители кладбища. Ворота оформлены башнями, повторяющими в уменьшенном масштабе храм св. Николая. Мотив пирамиды олицетворял символ постоянства и силы.
Минуя старинные кованые ворота (раньше их фланкировали орудия), посетители вступают на главную аллею, круто поднимающуюся на вершину холма. Их взору открывается мраморная колонна с бюстом и лаконичной надписью: «Хрулёву - Россия». Здесь, на почётном месте, прямо у входа, похоронен знаменитый герой осады генерал-лейтенант С. А. Хрулёв (1807-1870), о котором поэт А. Майков написал: «Хрулёв! Ты победил любовию солдатской,/ Наградой верною достоинствам вождя, / Она нам говорит, что сам любовью братской/ Ты меньших возлюбил, их к чести приводя».
Круто взбирается вверх аллея с памятниками и братскими могилами. На кладбище похоронено около сорока тысяч человек.
Лучше всего чувства, охватывающие посетителя Братского кладбища, выразил А. Фет:
Какой тут дышит мир!
Какая славы тризна!
Средь кипарисов, мирт
и каменных гробов!
Аллея поворачивает вправо, становясь более пологой, и приводит к каменной пирамиде - храму святого Николая. Известный историк архитектуры
Н. Брунов писал: «Благодаря контрастам в пределах спокойного целого, пирамида проникается огромной внутренней жизнью и колоссальной силой воздействия. При большом внешнем спокойствии достигается большое внутреннее напряжение».
В пирамиду вписан однокупольный храм в византийском стиле. К нему вели бронзовые литые двери утонченной работы А. Морана. В стены с внутренней стороны вмонтированы 38 досок из чёрного мрамора с именами 943 офицеров, генералов и адмиралов, погибших в дни обороны Севастополя 1854-1855 гг. Внутри храм был украшен фресками, выполненными художниками М. Васильевым, А. Карнеевым, А. Литовченко. Мозаичный образ Христа над входом создан по рисунку известного художника
Ф. Бруни. Храм строился по проекту и под руководством архитектора А. А. Авдеева.
К сожалению, живопись из-за сырости в храме просуществовала недолго. В 1886 году она была заменена смальтовой мозаикой, копирующей сюжеты фресок. Работы выполняли специалисты венецианской мастерской А. Сальвиати по картонам севастопольского художника М. Протопопова.
Во время Великой Отечественной войны в верхнюю часть пирамиды попал снаряд, разрушивший звонницу, диоритовый крест рухнул и раскололся на несколько частей, почти полностью была уничтожена мозаика. Очень пострадало и кладбище, которое неоднократно становилось полем боя. Исчезли или полуразрушены десятки памятников, разбиты бюсты, выломаны мраморные доски с эпитафиями.
В семидесятые годы прошлого века проведена реставрация храма. Восстановить почти полностью утраченную мозаику было очень сложно и дорого, поэтому её заменили фресками.
В настоящее время церковь-памятник действует. Настоятель Свято-Никольского храма, митрофорный протоиерей Георгий Поляков ведёт огромную работу по духовному окормлению Черноморского флота и увековечению памяти Крымской войны. Постоянно выходит в море на кораблях Черноморского флота в средиземноморские походы, где проводит обряд крещения военных моряков, участвует в программах официальных визитов и деловых заходов в иностранные порты, служит молебны, проповедует, живёт одной походной жизнью с военными моряками. Был в «горячих точках», рядом с морскими пехотинцами ЧФ.
При попечительстве протоиерея Георгия построена часовня во имя святого великомученика Георгия Победоносца на Сапун-горе, посвящённая второй обороне Севастополя 1941-42 гг. и освобождению города в 1944 году. А также храм Рождества Христова в Ласпи и храм Новомучеников Российских в районе 30-й батареи.
Отец Георгий - член Союза писателей России. Главной своей книгой считает исследование «Военное духовенство России» - о духовно-нравственном подвиге военных священников, начиная от времени крещения Руси, их биографии и список вечной памяти. Книга содержит фотоматериал о буднях флота и церкви. А также месяцеслов православного воина и воинские молитвы. Это поистине фундаментальный труд, основанный на материалах из более 120-ти источников исторических документов и литературы. За эту уникальную книгу автор получил в год её издания благодарность патриарха Московского и всея Руси Алексия II.
Не меньшим интересом пользуется другая книга о. Георгия - «За веру и Отечество», написанная в соавторстве с Владимиром Шавшиным.  Подобных книг, в которых едина и неразрывна история Севастополя, Черноморского флота и Православия, еще не было. Отец Георгий, написав и издав эти работы, проявил себя историком и духовником.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.