Крым снова на связи

«Мобильная связь - издевательство», 30. 07. 2015 г., «Сбои со связью в РК прекратятся с восстановлением энергоснабжения», 23.11.2015 г.

15 Декабрь 2015 465
Связь начинает налаживаться.
Связь начинает налаживаться. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

После того, как полуостров оказался обесточен из-за подрывов ЛЭП усилиями украинско-татарских экстремистов, вслед за светом в регионе стала пропадать телефонная связь и Интернет. Больше всего «мобильный блэкаут» ударил по сельским районам республики, где электричество подавалось всего лишь на несколько часов в сутки. Да что там говорить, даже в крымской столице и в соседнем субъекте - Севастополе произошёл тогда настоящий дисконнект. Собственно по этой причине «Крымской правде» пришлось на время отменить все прямые линии, ведь и фиксированная связь была, как говорится, ни к чёрту.

Причину телефонного коллапса эксперты объясняли по-разному. Одни видели проблему в устаревших сотовых сетях, доставшихся Крыму в наследство от Украины, которые имели очень низкий ресурс и в большинстве мест даже не работали, что приводило к моментальному выключению базовых станций. Другие же высказывали более прозаичные версии: мол, сбой в системе - это последствие нестабильного энергоснабжения региона и что всё «устаканится», когда запустят первую нитку энергомоста из Краснодарского края. Пути решения проблемы предлагались тоже разные, но самый эффективный и, наверное, единственно верный в сложившейся ситуации - установка дизель-генераторов на базовых станциях мобильной связи. Что и было сделано впоследствии.
Однако даже после того, как операторы связи полуострова были снабжены генераторными установками, мобильная и фиксированная связь в Крыму продолжают работать не всегда стабильно.
По словам эксперта-аналитика российского коммуникационного рынка Эльдара Муртазина, установка дизель-генераторов на базовых станциях лишь частично решает проблему.
- Помимо того, что нужно купить дизель-генераторы и иметь для них топливо, нужно место для установки. Не везде, где расположена эта инфраструктура, есть возможность поставить дизель-генератор. Часть инфраструктуры не будет работать в любом случае, если не будет электричества, - пояснил эксперт.
Кроме того, по словам Муртазина, для обслуживания подстанций с дизель-генераторами нужно большое количество специалистов.
Главной же причиной слабого сигнала является то, что мобильные дизель-генераторы установлены только на подстанциях в самых критичных в плане электроснабжения регионах Крыма. Это подтвердила начальник отдела маркетинга компании-оператора сотовой связи в Республике Крым «К-Телеком» Лариса Загорулько.
- Подобная мера была предпринята по причине того, что базовых станций у компании больше тысячи, а генераторов мы получили намного меньше, поэтому они были установлены на самые проблемные объекты, - отметила представитель компании.
Если быть точным, то единственный поставщик мобильной связи на территории полуострова - «К-телеком» - имеет 1186 базовых станций, из которых треть (408) время от времени не функционирует, что и приводит к сбою.
Со стационарной связью та же беда. По данным регионального МЧС, половина автоматических телефонных станций (АТС) компании-поставщика «Крымтелеком» не работают. По этой причине на минувшей неделе без связи остались почти 40 тысяч абонентов. В самом же «Крымтелекоме» опровергают данную информацию, при этом отмечают, что в связи с режимом ЧС компания не может функционировать полноценно и обеспечивать качественную связь, но обещают, что для населения будет произведён перерасчёт абонентской платы и за неоказанную услугу платить не придётся. Схему перерасчёта в компании не сообщили, но посоветовали обратиться в отдел по работе с потребителями - (3652) 600440, где готовы проконсультировать и ответить на интересующие граждан вопросы.
А вот для интернет-пользователей есть две новости - одна из них плохая. Совсем недавно глава Роспотребнадзора по РК Наталья Пеньковская заявила, что в связи с аварийным отключением электроснабжения интернет-провайдеры должны пересчитать счета за непредоставленные интернет-услуги.
В случае, если вопрос не получится решить напрямую с компанией, человек может обратиться в суд.
- Это касается не только ситуации, связанной с режимом ЧС. Сейчас пойдёт масса обращений именно по этому поводу. В таких случаях до обращения в Роспотребнадзор необходимо в письменном виде обратиться к своему провайдеру с претензией непредоставления того или иного вида услуг на основании заключённого договора. Нужно попытаться решить этот вопрос между двумя субъектами, которые заключили между собой договор, - отметила Пеньковская.
Роспотребнадзор готов помочь в подготовке обращения либо при запросе суда выступить третьей стороной в деле, представляя правовую позицию государства в части защиты прав потребителей, - отметила Пеньковская.
Представители же Ассоциации кабельных операторов связи Крыма (АКОСК) заявили следом, что не намерены пересчитывать своим абонентам счета за услуги, которые жители полуострова не смогли получить из-за энергоблокады.
Об этом говорится в официальном письме ассоциации, которое направлено руководителю Роспотребнадзора Анне Поповой. По словам главы АКОСК, в период перебоев с электроснабжением полуострова «крупнейшие операторы связи Крыма продолжали предоставление услуг телематической связи без перебоев» за счёт дизель-генераторов. Как отмечается в письме, в этот период было зафиксировано большое количество обращений абонентов различных операторов, которые заявляли о невозможности пользоваться Интернетом из-за отключений электроэнергии.
«Однако такое положение вещей никак не связано с операторами связи, так как услуга поставлялась бесперебойно.
А тот факт, что абонент не имеет возможности пользоваться своим оконечным устройством, не является проблемой оператора связи. Это то же самое, что предъявить претензии телеканалам, которые абонент не имеет возможности смотреть в связи с неработающим телевизором», - говорится в документе.
Поэтому заявление руководителя Роспотребнадзора в РК Натальи Пеньковской о том, что интернет-операторы должны пересчитать своим абонентам счета за непредоставленные услуги в связи с ограничением электроснабжения, является, по мнению представителей АКОСК, «по меньшей мере некорректным».

Рафаэль ЗАЛЯН.