Искусство улиц

14 Декабрь 2015 704
Чёрно-белые тона - особенность граффити-работ художника.
Чёрно-белые тона - особенность граффити-работ художника.

Красочные рисунки на стенах домов, надписи на гаражах, в переходах и даже на транспорте - граффити стремительно ворвалось в архитектурную жизнь городов, привнесло яркие элементы в череду одноцветных построек. О стрит-арте как способе самовыражения личности и о дилетантах, которые портят «холсты» низкопробным творчеством и дают повод считать искусство вандализмом, расскажет «мастер аэрозоля» из Симферополя Эрвин СЕЙТАСАНОВ.

- Когда вы решили стать граффити-райтером?

- Это было в 2000 году.
Я узнал о граффити из молодёжного журнала «Extreme».
И меня, как человека, с детства любящего рисовать, данное направление не могло не привлечь. Вместе с другом собрали команду дворовых ребят. Улицы Красногвардейского района, где я проживал в то время, до сих пор хранят наши первые работы, сделанные кистью для эмали. В то время для восьмиклассника купить баллончик с краской за 12 гривен было накладно, а родители не особо охотно спонсировали наше увлечение, однако нас это не остановило.

- Большинство граффити-райтеров для тегов (автографов) используют псевдонимы. А у вас он есть? Какой смысл в нём заключён?

- Я начинал свою деятельность в мире стрит-арта под тегом E_Note. В нём присутствует первая и последняя буква моего имени, а «note»  в переводе с английского обозначает «запись». Дословно расшифровывается как «запись Эрвина».

- Есть ли у вас кумиры в мире граффити, так сказать, мэтры, которые повлияли на ваше творчество?

- Когда я начинал рисовать, свободный доступ к Интернету был не у каждого, и узнать о тенденциях развития стрит- арта можно было только в специализированных журналах, в которых печатались работы как мировых райтеров, так и мастеров постсоветского пространства. Среди крымских «поклонников настенной живописи» в то время значительно выделялась севастопольская команда «Bomb Art Dires». Они рисовали граффити тогда, когда в Симферополе стены ещё оставались нетронутыми. Позже в столице Крыма появилась граффити-команда «Spray Masters», выполняющая работы в стиле реализм и 3D, характерном только для новой школы. Так называемый «объёмный стиль» граффити появился в 90-е годы благодаря немецкому райтеру Дайму и до сих пор считается самым сложным из всех в граффити. Нужно обладать неординарной фантазией и незаурядным мышлением, чтобы сделать трёхмерную надпись. Объём в искусстве всегда был мне интересен, так что работы Дайна и его последователей стали для меня источником вдохновения.

- Что для вас значит стрит-арт? Вы считаете себя художником или граффити-райтером?

- Граффити - это средство самовыражения, способ заявить о себе миру, попытка внести разнообразие в городскую среду. Со временем увлечение переросло в работу, но цель осталась прежней - показать, что граффити, если делать его качественно, может стать украшением города, а не обычным пачканием стен. Мне сложно себя как-либо позиционировать. Я занимаюсь граффити, монументальной живописью, пишу картины маслом. Ещё занимаюсь графическим дизайном и дизайном интерьера. В граффити я считаю себя райтером, в мире живописи - художником, в мире дизайна - дизайнером.

- Вернёмся к стеномарательству. К граффити не всегда относятся с пониманием, часто его расценивают как проявление вандализма. Как, по-вашему, можно изменить этот стереотип?

- Если ты делаешь рисунок на каком-то здании, то нужно нарисовать его так, чтобы у человека возник некий когнитивный диссонанс. Чтобы он думал: да, это не совсем правильно, но зато красиво. Кодексом РФ об административных правонарушениях за порчу чужого имущества на райтера может налагаться штраф, но в некоторых случаях это имеет обратный эффект. Многие стремятся рисовать на нелегальных стенах из-за возникающего адреналина. Хотелось бы, чтобы наконец начал выстраиваться диалог между уличными художниками и властями.
К примеру, можно предоставить райтерам площадку, специально предназначенную для их творчества, организовать конкурсы и турниры, чтобы чувствовалась конкуренция, появилось желание повышать уровень своего мастерства.

- Вас знают как автора граффити «Secret» на одной из остановок на проспекте Вернадского. Расскажите об этой работе.

- Это был проект при поддержке молодёжного правительства Крыма. Тогда искали ребят, которые могли бы подобным образом украсить город. Когда мне предложили внести свою лепту, я подумал, что это могло бы послужить сигналом для других уличных художников, способных интегрировать граффити в городскую среду.
Я решил нарисовать девушку, но изобразить не полный портрет, а только нижнюю часть лица, без глаз. Принято считать, что глаза - зеркало души. Познать же духовный мир этой девушки невозможно.

- Что вы можете сказать о граффити-культуре Симферополя?

- У нас много талантливых ребят, которые делают качественные работы. И это не обязательно граффити в сложном стиле, есть очень интересные шрифтовые рисунки. Однако улицы полнятся и дилетантским творчеством школьников, зачастую даже нецензурным. Главная цель граффити - привлечь внимание прохожих, но привлечь именно красотой, яркостью, оригинальностью, а не пошлостью и безграмотностью. Как искусство оно призвано дарить людям положительные эмоции, заставить их поразмыслить над чем-то.

Эрвин Сейтасанов.

Одно из многочисленных граффити.

Беседовала

Екатерина КОРЖ.