Крымчаков у Крыма не отнять

10 Декабрь 2015 520
Крымчаки у памятника в Симферополе.
Крымчаки у памятника в Симферополе.

Они знали, что умрут. Не когда-нибудь, а прямо здесь и сейчас - на холодном ветру, в поле. Специально созданные команды эсэсовцев вывезли из Симферополя всех, кого только сумели найти из гражданского населения крымчакского сообщества, в основном стариков, женщин, детей. И расстреляли. Было это в декабре 1941-го. Ежегодно 11 декабря крымчаки собираются на тъкун - траурное мероприятие, посвящённое памяти невинно убиенного нацистами народа. Так случится и в этом году. На десятом километре Феодосийского шоссе, у посёлка Зуя.

По данным переписи населения, в Крыму проживают 228 крымчаков. В годы войны нацисты уничтожили на полу­острове 80% этой этнолингвистической группы евреев. Древний и однокоренной с названием полуострова народ, крымчаки, уничтожен фашистами лишь за то, что те, являясь потомками хазар, придерживались иудейского вероисповедания. Всего же жертвами террора в 1941-44 годах стали более 40 тысяч евреев и крымчаков. Людей расстреливали, травили. Так, например, в керченской школе им. В. Г. Короленко «неугодных» режиму детей вывезли за город (якобы для угощения в честь прихода в город немецких войск) и отравили специально приготовленными пирожками. Крымчаки пропадали без вести, погибали на фронтах Великой Отечественной, умирали в плену и в эвакогоспиталях. Ну а после войны те, кто остался в живых, разъехались по миру. И сегодня их очень мало. Так мало, что они друг другу родные.
- Меня, потомка евпаторийских крымчаков, всегда интересовали и одновременно ставили в тупик кровнородственные связи в крымчакском сообществе, - признаётся старший научный сотрудник НИИ и музея антропологии МГУ Борис Казаченко. - Ещё в студенческие годы я приступил к сбору генеалогической информации. Однако, находясь вдали от родины, от Крыма, сберегая лишь семейные традиции, вдруг поймал себя на мысли, что испытываю острый информационный голод из-за отсутствия систематизированных сведений о крымчаках и их семьях, погибших в Крыму.
И решил сам написать книгу - «Книгу памяти расстрелянного народа». Это первое фундаментальное исследование трагической судьбы малочисленного коренного народа Крыма, подвергшегося геноциду в годы немецкой оккупации. Работал не только с уже изданной литературой, но и с архивными документами, письмами, воспоминаниями участников тех страшных событий. В алфавитном порядке читаем имена, а к ним - краткая биографическая справка: когда и где родился, где жил до войны, где служил или работал, где и когда погиб, где похоронен. И несколько слов о ближайших родственниках. Эта информация поможет потомкам крымчаков отыскать могилы предков, восстановить судьбу родных и близких. «Книга памяти…» рассказывает о каждой крымчакской семье в период начала и окончания войны. Автору удалось найти имена крымчаков, которых НКВД, обкомы КПСС и ВЛКСМ оставили для работы в подполье, есть справки об узниках немецких лагерей, о военнопленных и депортированных крымчаках, о тружениках тыла. Есть даже документальные свидетельства и краткое описание подвигов крымчаков на фронтах Великой Отечественной войны. В работе использованы листы свидетельских показаний, хранящиеся в Израильском музее Яд ва-Шем, и данные донесений из боевых частей о безвозвратных потерях в Вооружённых Силах СССР.
- Очень хочется дать возможность молодому поколению самостоятельно судить о геноциде и делать выводы о его последствиях, - говорит Казаченко. - И по мере сил своих - увековечить имя каждого безвинно убиенного крымчака, которому суждено было родиться, жить и, увы, быть варварски уничтоженным в это лихолетье.

Из Симферополя отъезд к месту проведения траурного мероприятия состоится 11 декабря в 10.00 от площади им. Куйбышева, остановка «Коллективные сады». Места в автобусах найдутся всем желающим. Кроме того, каждая крымчакская семья получит в подарок от автора «Книгу памяти...».

Ирина КОВАЛЁВА.