Крым глазами Карло Боссоли

9 Декабрь 2015 478

Всегда интересно рассматривать старинные фотографии родных мест, узнавать и не узнавать, сравнивать, открывать для себя то, что со временем было утеряно. А как быть, если не было ещё фотографий? На помощь приходят рисунки. Как в случае с работами итальянского художника Карло Боссоли, запечатлевшего полуостров в четвёртом десятилетии XIX века. 6 декабря исполнилось 200 лет со дня рождения художника.

Он родился в 1815 году в Швейцарии, в городке Лугано, на итальяноязычной земле. Когда мальчику исполнилось 5 лет, семья переехала в Одессу, где итальянцы занимались строительством порта и нашлась работа для отца - каменотёса.
С малых лет Карло начал рисовать, преимущественно море, а потом волею судьбы стал работать в местной лавке древностей, где копировал старинные гравюры и литографии. Причём копировал настолько хорошо, что покупатели стали заходить в лавку не за древностями, а за работами мальчишки, которые к тому же стоили дешевле.
В 13 лет Карло взяли на работу в Одесскую оперу - помощником художника. И в жизни маленького итальянца случилось чудо: созданные им декорации очень понравились генерал-губернатору Новороссийского края (в него входила и Таврическая губерния, наш полуостров. - Авт.) и Бессарабии графу Михаилу Воронцову. Он заказал талантливому пареньку живописные виды Одессы, которые настолько поразили генерал-губернатора своей точностью и красотой, что Карло Боссоли стал, что называется, придворным художником. Вскоре появилось и первое издание его работ - чёрно-белые литографии тех самых одесских видов, а вместе с женой графа Воронцова, графиней Елизаветой Ксаверьевной, молодой художник побывал на родине предков - в Италии, где изучал классическую живопись.
В 1840 году приехал в Крым. Михаил Воронцов попросил запечатлеть красоты полуострова, зная, что Боссоли сделает это, как тогда говорили, с «калотипической тонкостью» и своей изюминкой. Остановился Карло Боссоли в Алупкинском дворце Михаила Воронцова, создав картину дворца на фоне моря и гор, сопроводив подписью: «Великолепное сооружение из зелёного гранита; стоит около 20 миллионов рублей; на его возведение было потрачено почти 30 лет. Позади возвышается гора Святого Петра, одна из наиболее высоких в Крыму». Впрочем, во дворце художник бывал редко - мотался по Крыму, создав за два года, как сам говорил, «собирательный образ Тавриды» в акварели и гуаши. Морская гладь, бескрайние долины,  горы, старинные крепости, храмы, древние погосты, народный быт и праздники, города, сёла, люди, корабли, лошади. Часть работ крымского периода теперь хранится в Эрмитаже в Санкт-Петербурге, а тогда граф Воронцов был настолько поражён рисунками, что повелел издать альбом Боссоли «24 вида Крыма» (считается, что подарен он был и императору Николаю I), а литографии, посвящённые любимой Алупке, украсили дворец Воронцовых в Одессе.
Через год по просьбе матери Карло Боссоли вернулся в Швейцарию, но Россию не забывал - в 1851-м приезжал творить в Москву и Петербург, а в 1855-м, после Крымской войны, - на полуостров, чтобы показать Европе уже иной Крым, но эти работы не были опубликованы. Зато в 1856-м в Лондоне вышел большой альбом литографий «Пейзажи и достопримечательности Крыма» с работами
1840-42 годов - после Крымской войны в Англии, чьи солдаты воевали против русской армии, был большой интерес к полуострову.
Больше в Россию художник не возвращался. В 1850-м воевал за освобождение Италии от Австрийской империи, потом построил себе дом в Турине, очень похожий на наш Воронцовский дворец. И всё время вспоминал Крым, который «должен был в сцеплении земных происшествий претерпеть все бури и перемены, чтобы процветать под сенью мирной Державы».

Вид Симферополя. На переднем плане - улица Полицейская (с 1890-го Екатерининская, ныне Карла Маркса), на перекрёстке - собор Александра Невского.

Форт Арабат на Арабатской стрелке во времена Карло Боссоли и в наши дни.

Вид на Ай-Петри и Воронцовский дворец тогда и сейчас.

Наталья ПУПКОВА.