Мост на полуостров

8 Декабрь 2015 380
Азат Григорян с семьёй в освобождённом Крыму.
Азат Григорян с семьёй в освобождённом Крыму.

Крымчане ожидают подключения второй линии энергомоста с Кубани, которая поможет полуострову в борьбе с энергоблокадой, устроенной украинскими неофашистами, а 72 года назад в эти дни был проложен другой мост - свайный, чтобы выбить из Крыма фашистов, оккупировавших его осенью 1941-го.

Подготовка к атаке

Крымская наступательная операция Красной Армии началась 8 апреля 1944-го, а вот подготовка к ней - 1 ноября 1943-го, когда одновременно с трёх направлений наши бойцы прорвались в Крым, чтобы подготовить плацдармы. «На Перекопском перешейке наши войска стремительным ударом опрокинули противостоящие части противника, преодолели Турецкий вал и прорвались к Армянску. Пути отхода по суше для войск противника, расположенных в Крыму, отрезаны» - эти слова 72 года назад произнёс по радио диктор Юрий Левитан. Перекоп, Новониколаевка - первые населённые пункты полуострова, занятые воинами 51-й армии Якова Крейзера и 19-го танкового корпуса Ивана Васильева, входивших в 4-й Украинский фронт Фёдора Толбухина. Чуть позже заградительным огнём полыхнул берег Тамани. Зарокотали в небе, направляясь в Крым, самолёты Таманского женского полка ночных бомбардировщиков Евдокии Бершанской, чтобы подавить огневые позиции артиллерии врага и прикрыть бойцов
318-й Новороссийской стрелковой дивизии, 386-го отдельного батальона морской пехоты и батальона 255-й бригады морской пехоты, форсировавших Керченский пролив и высадившихся десантом на Эльтигене. Ещё одну водную преграду - илистый залив Сиваш форсировали в этот день бойцы 10-го стрелкового корпуса Константина Неверова. Заняв плацдарм, в ледяной солёной воде по 10-15 часов в сутки перетаскивали гружёные плавсредства, за девять дней переправив 248 миномётов,
15 гаубиц, 10 тысяч мин, по дну Сиваша протянув полтора километра полевого водопровода. Но для наступления требовалось более мощное вооружение. Командование фронта решило 10 ноября строить мост. Среди тех, кто в составе 12-й штурмовой инженерно-сапёрной бригады 4-го Украинского фронта выполнял это решение, был и 17-летний Азат Григорян.
Накануне полковник в отставке Азат Артёмович отметил 90-летие. О тех событиях вспоминает, словно было всё вчера. Слушая рассказ убелённого сединами фронтовика, которому мальчишкой довелось участвовать в судьбоносных для Крыма и страны событиях, понимаешь, что такое любить Родину.

По имени Свобода

Он появился на свет 5 декабря 1925-го в армянском городе Ахалцихе в Грузинской ССР. Родители Артём и Мария получили по тем временам хорошее образование, отучившись
7 и 2 года в русской школе, сын тоже учился в ней.
- До начала Великой Оте­чественной окончил 7 классов, - рассказывает Азат Григорян. - Рос, как говорится, вольным мальчишкой. Да и имя моё говорит об этом. Родители рассказывали, что крестили не в храме - уже шла борьба с религией в стране. Привезли в клуб, где висели красные знамёна, начальник города сказал: «Сегодня у нас будет крещение по советскому образцу. Называем мальчика Азат, в переводе - Свобода».
Когда началась война, Азат, как и все мальчишки, был уверен, что не пройдёт и месяца, «немцы будут разгромлены и уничтожены». Но, как оказалось, до этого момента было
4 года. На фронт ушёл старший брат Левон, отца не взяли - участник знаменитого Брусиловского прорыва в Первую мировую был ранен в голову, комиссован.
- Брат, командир пулемётной роты Панфиловской дивизии, погиб 30 декабря 1941-го под Москвой, - с болью в голосе говорит Азат Артёмович. - Я рвался на фронт, мстить фашистам, но мне ведь только 16 исполнилось, не призывали. Повестку принесли 17 мая 1943 года. Попрощался с близкими, пришёл в школу, классная руководительница отдала аттестат. Ребята говорят: «Давай посмотрим, что у тебя за оценочный лист». Открываю, а там двойка по русскому языку. Все возмутились: «Как же так, ведь знаешь его хорошо». Предмет у нас вела Анна Аркадьевна Аракелова, армянка, сильнейший филолог. Моя одноклассница Сусанна говорит: «Анна Аркадьевна! Азат на фронт уезжает, а вы двойку поставили!». Учительница ответила: «Профессиональная гордость не позволяет ученику, знающему на единицу, поставить тройку». Мне так больно было, и пусть она правду сказала, но дело не в знаниях, просто не приходил на уроки русского языка, все эти сочинения и диктанты… Знаете, после гибели брата мне это было не нужно, принял твёрдое решение мстить. Друзья проводили до военкомата, и пока не уехал, махали вслед. Из нашей школы тогда уехали на фронт 50 человек, вернулись 13.
Его направили в эвакуированное под Ереван Краснодарское миномётно-пулемётное училище, в 1-ю роту лейтенанта Панкратова. Через месяц 17-летний Азат уже вышел вперёд в ответ на призыв добровольно ехать на фронт. Попал в 261-й стрелковый полк 87-й Гвардейской стрелковой дивизии, до этого громившей врага под Сталинградом, а после освобождавшей Крым и получившей наименование Перекопская. Ротой командовал его училищный ротный, а рядом были друзья - земляки.
- Многие из них погибли при освобождении Украины - под Сталино (Донецком) Мамед Таиров, мы с ним из одного города, - рассказывает Азат Артёмович. - Под Волновахой - ротный Панкратов, в Запорожской области - Орехов, второй номер пулемётного расчёта. Как грустно, что никого из фронтовых друзей уже не осталось.
Под Мелитополем Азат Григорян получил первое ранение. После госпиталя направили в Моздок на обучение в инженерно-сапёрную бригаду, а спустя месяц добился, чтобы снова на фронт. В составе 12-й штурмовой инженерно-сапёрной бригады попал в Крым, форсировал Сиваш, переправляя боеприпасы, а потом строил мост.
- Мост должен был быть не обычный понтонный, а свайный, брали рельсы узкоколейки, что шла неподалёку, - рассказывает фронтовик. - Выбрали место, где остров Русский поближе, чтобы к нему можно было провести, потом от острова до берега тоже сваи забить, там было всего 700 метров, но от нашего берега до острова - 2 километра. Начальником строительства был комбриг полковник Пётр Павлов, проект подготовили капитан Симоновский и старший лейтенант Белявский. Мост деревянный, настил на
5 сантиметров ниже поверхности воды, чтобы враги не могли разглядеть его. Работали по шею в воде, которая не более 10 градусов, немцы обстреливали, бомбили каждый день. Работали по полчаса: одни уходят, тут же бежит замена.
А ты - в землянку, сушить одежду у огромной железной бочки, докрасна раскалённой соляркой, через два часа снова на стройку. В конце ноября по мосту пошли на плацдарм машины и танки. Теперь у Сиваша памятник тысячам наших павших и 47 моим товарищам, сапёрам и зенитчикам, прикрывавшим нас.
Весной 44-го - наступление, сапёр Григорян очищал от мин дорогу передовым отрядам. Под Джанкоем ранен - спас санинструктор, много километров тащивший на себе в медсанбат.
- Он был на той стороне моста, - вспоминает фронтовик. - И вот при переправе я заметил, что мы до острова Русский метров 100 не достроили, видимо, не хватило или досок, или свай, уже понтоны навели. С медсанбатом, на костылях вошёл в освобождённый Симферополь, потом - Бахчисарай, Кача. Там меня, 18-летнего, кандидатом в партию приняли. Потом присвоили звание младший сержант, назначили командиром отделения.
Форсирование Дуная, освобождение Европы, горькая весть о смерти мамы. И салют из пистолета-пулемёта Шпагина в австрийском Виннер-Нойштадте - в честь Победы. Кавалера ордена Красной Звезды, медали «За отвагу», младшего сержанта Азата Григоряна командование направило в Горьковское военно-политическое училище, которое он и окончил с красным дипломом. Окончил и филологический факультет института по специальности русский язык и литература. «Ох, вспоминал тогда учительницу школьную, что гоняла меня!». Служил в Калининградской области, в Германии, в Прибалтике, в 1973-м перевели в Крым на должность замначальника политотдела 32-го армейского корпуса. Уволился в звании полковника
10 декабря 1981-го. А спустя 70 лет после войны Азат Артёмович защищал полуостров от неофашистов. В «Крымскую весну» из-за возраста в народное ополчение не взяли, но на всех митингах разъяснял: «Мы пуповиной связаны с Россией. И я счастлив, что дожил и многонациональный Крым вновь стал частью многонациональной России!».
Он уверен, что никогда не надо унывать, и называет себя счастливым человеком. Мост построил, который принёс освобождение полуострову, выжил в страшной войне. Встретил любовь - Веру Константиновну (увы, её уже нет рядом. - Авт.), 60 лет вместе прожили, дочку и сына, 5 внуков и 6 правнуков вырастили.
- Счастье - это просто, - говорит ветеран. - Просто любить свою Родину, близких, друзей.
«Крымская правда» поздравляет своего многолетнего читателя, друга газеты с юбилеем. Многие вам лета, Азат Артёмович!

Наталья ПУПКОВА.