Владимир Константинов: Наши скоро придут!

2 Декабрь 2015 388

Председатель Государственного Совета Республики Крым Владимир Константинов рассказал корреспонденту «Крымской правды» об итогах первой недели блокадной жизни Крыма и о борьбе непокорённых жителей полуострова с силами Тьмы, которые хоть и понемногу, но отступают.

- Прошла первая неделя энергоблокады Крыма. Как настроение? Выстоим?

- Лично у меня - нормальное, боевое. У команды - тоже. Трудности и вызовы мобилизуют, заставляют концентрироваться.

- Какой участок сегодня самый трудный?

- Самое сложное в чрезвычайных ситуациях - непредсказуемость. Это как на войне: никогда не знаешь, что сделает противник. Есть схема действий, список задач, но на пути их выполнения всегда появляются непредсказуемые препятствия, которые приходится преодолевать и действовать по обстоятельствам. Поэтому люди на войне учились радоваться каждому мгновению: остался жив в бою - рад, есть горячий чай - рад. К сожалению, сегодня именно такие аналогии приходят на ум.

- Вопрос как представителю командования. Необязательно быть офицером и даже рядовым запаса, чтобы знать простое военное правило: на случай чрезвычайных ситуаций в сейфе штаба хранятся запечатанные конверты под грифом «секретно». И в час «Ч» поступает команда: «Конверт «В» вскрыть, конверты «А» и «Б» уничтожить, не вскрывая». А во вскрытом конверте расписано, куда и какими силами выдвигаться, где занимать позицию и так далее. Эта система не гарантирует от роковых ошибок, как в 41-м, но даёт чёткий план действий любому подразделению. Нынешняя ситуация была предсказуема, но, как мы все успели уже понять, таких пакетов в сейфе не оказалось. Почему не проводились штабные учения на случай атаки из-за перешейка? Как показала практика, представление об энергосистеме Крыма на бумаге сильно отличается от реальности, а ведь, не имея возможности рассчитать нагрузки, невозможно составить выполняемые графики...

- Не соглашусь с вами в оценке ситуации. Все эти конверты у нас были. О том, что подобная ситуация может возникнуть, мы знали. Именно поэтому буквально на следующий день после референдума в Крым завезли тысячу мобильных генераторов. Мы знали, что грядёт беда, и были морально к этому готовы. Тем более что наши так называемые «парт­нёры» за перешейком своих планов не скрывали, открыто к этому готовились. Никаких моральных ограничений у них нет. Они понимали, что крымчан не переубедишь, любовь к Бандере не привьёшь, значит, надо просто нас отсюда выдавить, довести до такого состояния, как в Донецке и Луганске, когда сотни тысяч людей побежали с родной земли. И ни ООН, ни западная пресса не возмутились бы по этому поводу, как мы теперь видим на примере Донбасса. Вот что нам готовили. Вот чего мы избежали.
Уязвимость нашей энергосистемы была очевидна с первого дня. Исправить и модернизировать её за короткий срок, увы, невозможно. Это - суровая реальность. На что надеялись в Киеве, устраивая эту провокацию? Что в первый же день у нас рухнет вся система энергоснабжения, и вероятность этого была очень велика. Специалисты, которые консультировали Порошенко, убеждали его в том, что удержать нашу энергосистему при такой малой генерации в замкнутом состоянии невозможно и она неминуемо рухнет. А запустить её после падения крайне сложно. Конечно, в войну и не такое делали, но ситуация на полуострове была бы намного хуже, чем сейчас.
А у нас система не рухнула и мобилизация произошла за один день! Считаю, что в таких условиях это - успех! Да, многим кажется, что можно было лучше подготовиться, и отчасти с этим можно согласиться.
В любом деле всегда есть недочёты, недосмотр, влияет пресловутый «человеческий фактор» - есть люди, неспособные адекватно реагировать на кризис, которых пугают неожиданно возникшие сложности.

- То есть «человеческий фактор» вы всё же признаёте?

- Сейчас не время заниматься выяснением, кто и где конкретно недоработал. Главное - что у нас хватило организационного потенциала быстро мобилизоваться, собрать антикризисную команду, и она сегодня действует эффективно. Специалистам на местах пришлось действовать в совершенно экстремальных условиях, и несмотря на это, они всё-таки смогли удержать систему от развала. Мы все должны быть им за это благодарны.

- Какие положительные достижения есть на эту минуту?

- Во-первых, как я уже говорил, это - действующая команда, которая включает в себя специалистов-энергетиков, мобильные группы, способные выезжать в любую точку полуострова для оказания помощи на местах. Во-вторых, это группа специалистов из Москвы, которые оказывают нам большую помощь, и эта помощь пришла очень вовремя. Ситуация у нас уникальна, с ней не сталкивался ни один регион России. Министр по чрезвычайным ситуациям сказал, что на нашем примере они теперь будут учить всех остальных. В-третьих, обеспечена эффективность органов управления на местах. Руководители местных органов власти относительно недавно находятся на своих постах, их только год назад избрали. Тем не менее, никого менять не пришлось, все смогли мобилизоваться, работаем в полном контакте с местными властями.
Не остался в стороне и депутатский корпус - сегодня более двух тысяч депутатов всех уровней работают в регионах по оказанию конкретной помощи тем, кто в ней нуждается.
В результате достаточно быстро удалось составить реальную картину, не драматизируя её и не приукрашивая. В любом кризисе есть две опасности: крайний оптимизм и крайний пессимизм, ещё более опасный. Страх парализует человека и лишает возможности действовать. Не случайно во время вой­ны паникёров расстреливали на месте.

- Расстреливать пока никого не пришлось?

- К счастью, не пришлось. Сейчас мы знаем реальную обстановку, и повода для паники нет. Исходя из наших возможностей, составлены графики подачи энергии, и в целом они выполняются. Поделить имеющиеся ресурсы поровну, к сожалению, технически невозможно, но мы постарались распределить подачу максимально справедливо. Сложность ещё и в том, что все переключения осуществляются вручную, в автоматическом режиме это невозможно сделать.
Составив картину наших возможностей, мы сразу же начали ликвидировать «тёмные пятна» на карте Крыма, которых в первые дни было много.
К концу недели населённых пунктов, куда электроэнергия вообще не подаётся, не осталось. Есть только отдельные дома, их мы тоже постепенно включаем. При этом в первую очередь стараемся подать туда, где самое тяжёлое положение - нет ни газа, ни воды. Понятно, что сегодня этих временных включений недостаточно, но они хотя бы происходят по графику, и люди уже смогли приспособиться, зная, когда именно в доме загорится свет и когда погаснет. Конечно, они постоянно звонят, умоляют: «Ну пожалуйста, Владимир Андреевич, ещё часик!», и их можно понять. К сожалению, электроэнергия у меня тут в кабинете в бочках не хранится и рубильника у меня нет.

- А то бы не выдержало сердце, уступили бы просьбам?

- Конечно. Да всё бы отдал... Понять можно людей - очень тяжело сейчас, но с каждым днём происходят маленькие улучшения. В результате реконструкции повышена генерация Симферопольской ТЭЦ. Идут работы на Камыш-Бурунской ТЭЦ, и там тоже около 10 МВт мы ещё получим дополнительно. Каждый день мы получаем дополнительные источники энергии и сразу начинаем их подключение, и каждый день понемногу увеличиваем генерацию - от 0,5 до 2 МВт. Но при всём этом нужно понимать, что у нас по-прежнему острейший дефицит электроэнергии и мы находимся в энергетической блокаде.

- Ещё один проблемный вопрос - запуск системы отопления. Аномально тёплый период, похоже, закончился.

- Согласно распоряжению главы республики, отопительный сезон начнётся с понедельника 7 декабря. Некоторые регионы уже сейчас, в рамках согласованных лимитов на поставляемую электроэнергию, начинают подавать тепло на объекты социальной сферы - в школы, детские сады и т. д.

- Каникулы в этом случае придётся продлить?

- Считаю, что учебный процесс лучше прервать, чтобы не рисковать здоровьем детей. Потому что мы не сможем гарантировать соблюдение необходимого светового и температурного режима в школах и детских садах. Ущерба для учебной программы не будет: вынужденную паузу мы сможем позднее компенсировать.

- Тяжёлые потери несёт бизнес, особенно мелкий...

- Сегодня в той или иной мере страдают все предприятия, но те, которые связаны с жизнеобеспечением - АЗС, магазины, работают и будут работать.

- А как с продуктовыми магазинами? Там же холодильники...

- Большинство из них уже обзавелись автономными источниками энергии. Мы проводим мониторинг, сообщили всем, что если нужны деньги, готовы дать беспроцентную ссуду на приобретение генератора. Денег в республике сегодня достаточно.

- Проблему очередей на АЗС удалось решить?

- На то и штаб, чтобы оперативно реагировать. Была проблема по баллонному газу, её удалось решить, топливо поступает с материка в необходимом количестве, формируется стабилизационный фонд энергоресурсов. Проблема в том, что мобильные генераторы потребляют очень много горючего. Сейчас у нас двухнедельный запас с учётом повышенного потребления, но мы формируем месячный запас горючего. Отгрузки уже идут.

- Есть пример Щёлкино, где власти, несмотря на тяжелейшее положение с электроснабжением, устроили пункт оповещения на центральной площади, обеспечили возможность смотреть новости, заряжать мобильные телефоны, пользоваться бесплатным доступом в Интернет по WiFi.

- В чрезвычайных ситуациях нужно принимать быстрые и выверенные решения. Это решение было принято быстро, и оно сработало. Сегодня надобность в нём отпала, потому что электричество подаётся по графику. Теперь люди могут посмотреть новости и зарядить телефон дома. Остроту проблемы удалось снять.

- Появилась информация, что первая очередь энергомоста будет введена в строй на несколько дней раньше срока. Что это нам даст?

- Да, это из разряда хорошего. Как мы в Госсовете говорим: «Наши скоро придут!». Дата планового пуска первой нитки энергомоста - 22 декабря, но, скорее всего, пуск произойдёт раньше. Для этого сейчас делается всё возможное, работы максимально ускорены.

- В этом случае нам не нужно ждать, когда отремонтируют взорванные ЛЭП?

- Всё, что нам рассказывают из-за перешейка о ремонте ЛЭП, - чистой воды информационная технология. Якобы ремонтники выехали. Потом якобы не доехали. Потом якобы отремонтировали опору, но не подключили. Вся эта дезинформация идёт из кабинета Порошенко. Ни в коем случае не нужно на неё попадаться. Нам придётся потерпеть, хотя это и сложно, проявить наш крымский дух и не сломаться. Сегодня крайне важны взаимопомощь и взаимная поддержка крымчан.

- Что именно мы получим, когда «наши придут», - заявленные 250 МВт ведь не решат полностью проблему энергоснабжения Крыма?

- Во-первых, надёжность энергосистемы серьёзно повысится. Во-вторых, мы получим ночь со светом для всего Крыма, а днём сможем обеспечить электроэнергией образовательный процесс в школах и детских садах. Будут работать государственные учреждения, необходимые для жизнеобес­печения. Что касается работы предприятий, мы советуем предпринимателям запасаться мобильными источниками энергии. Крупным предприятиям мы окажем помощь, поскольку часть генераторов у нас высвободится. Наша задача - сохранить экономику и не потерять рабочие места. Поэтому нам придётся подумать о компенсациях предприятиям, продукция которых временно будет неконкурентоспособной из-за повышения себестоимости. Мы эти вопросы обсуждаем, в том числе с Москвой. Зато после запуска второй нитки в следующем году проблем в этой части в Крыму уже не будет. Перед нами будет стоять задача обеспечения энергобезопасности, она будет решена после ввода в строй тех двух станций, которые сейчас строятся. Нужно сделать всё возможное, чтобы запустить их как можно раньше. И тогда помимо обеспечения потребностей полуострова мы получим резервную генерацию для развития экономики и реализации инвестиционных проектов.

- Ну а пока придётся запастись терпением и пожелать друг другу стойкости.

- Крымчане, прошедшие референдум 16 марта, отличаются от жителей других регионов России. У нас совершенно другое мировосприятие. Конечно, нынешнее время формирует потребительскую мораль. Но ситуация, в которой мы все сейчас оказались, должна напомнить нам, в первую очередь молодёжи, что настоящая жизнь - это не только «купи-продай». Это касается и предпринимателей - не нужно повышать цены, даже если очень хочется заработать лишнюю копейку. Надо думать сегодня о тех, кому тяжелее всего - о пенсионерах, детях. Помоги, кому можешь! Пожертвуй сегодня малым, и тебе вернётся сторицей. Это работает - могу сказать по собственному опыту. А потеряешь сегодня лицо - потом не отмыться. Всегда нужно оставаться человеком, гражданином своей страны. Это своего рода экзамен для нас всех. Сплотившись, мы его выдержим.

Беседовал

Николай ФИЛИППОВ.