Несколько слов об эмбарго и дефолте

23 Ноябрь 2015 366
Санкционные продукты - в яму!
Санкционные продукты - в яму! Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Самые громкие экономические новости России на прошлой неделе, как ни крути, опять были связаны с Украиной. По большей части это обусловлено приближением сакральной для этой страны даты - 1 января 2016 года. Именно к этому моменту «незалежна» должна вернуть нашей стране трёхмиллиардный долг. Также со следующего года Украина должна войти в зону свободной торговли с ЕС, а значит, Россия, как и предупреждала год назад, будет вынуждена ввести эмбарго на ввоз продуктов из соседней страны. О том, чем это чревато, и толковало экспертное сообщество.

Торговля устремится к нулю
 На Украине занимаются тем же. Там, правда, уже всё просчитали и даже выяснили, сколько конкретно потеряет «незалежна» от новых российских санкций.
- По крайне мере, на 2016 год наша предварительная оценка: Украина потеряет около 600 миллионов долларов экспорта в РФ, - сказал на заседании Кабмина украинский премьер Яценюк.
В нашей стране уверены, что серьёзных последствий от эмбарго в России не ощутят. По мнению эксперта Международного института гуманитарно-политических исследований Владимира Брутера, нынешний уровень торговли между Москвой и Киевом настолько низок, что её прекращение не является критичным фактором, особенно для РФ.
Что касается нашей официальной государственной позиции, то её на прошлой неделе в ходе саммита АТЭС озвучил премьер-министр России Дмитрий Медведев. По его мнению, работа трёхсторонней группы Россия-Украина-ЕС, которая должна была уладить конфликт интересов, возникающий при вступлении Украины в европейскую ЗСТ, оказалась непродуктивной.
- Вероятность того, что будут достигнуты какие-то соглашения, рассматриваю как крайне низкую, - сказал Дмитрий Медведев.
Стало быть, запрет на ввоз украинского продовольствия, равно как и отмена обычного режима торговли, подразумевающего беспошлинный ввоз большинства товаров на территорию России, более чем вероятен.
Хочешь, не хочешь - плати
С не меньшей долей вероятности будет решён и вопрос с возвратом Украиной трёхмиллиардного долга. По словам помощника главы Министерства финансов России Светланы Никитиной, МВФ признал, что заём, который Россия дала Украине, является суверенным и не может рассматриваться наравне с коммерческими. Это значит, что реструктуризировать долг без согласия России на Украине не смогут. По международным правилам в таких случаях заёмщик, который не может погасить кредит в срок, должен озвучить предложения по реструктуризации. Украина этого делать, впрочем, не спешит.
- Российская Федерация в данном случае выступает кредитором, а согласно международной практике должник должен выходить с предложениями переговоров по долгу, если понимает, что не в состоянии расплатиться в срок, - сказала Светлана Никитина, подчеркнув, что никаких формализованных предложений по реструктуризации долга Россия не выдвигала.
Соответственно, если Украина не начнёт конструктивного диалога и тем самым откажется платить по счетам, её ждёт неминуемый дефолт. Банкротство, в свою очередь, может стать «дорогим удовольствием» для всех сторон. Такое мнение в конце прошлой недели высказал российский премьер Дмитрий Медведев. Впрочем, понятно, что сильнее всего в результате банкротства пострадает сама Украина.
Дело в том, что по текущим правилам Международного валютного фонда в случае дефолта фонд теряет возможность продолжать финансирование обанкротившейся страны. Между тем в этом году советом директоров МВФ была утверждена четырёхлетняя программа финансовой помощи Украине. В рамках этой программы «незалежна» должна была получить помощь в размере 57,5 миллиардов долларов. Эти деньги должны пойти на увеличение международных резервов страны, чтобы та смогла снова вернуться на рынок заимствований.
Западные партнёры в лице США, однако, решили играть не по правилам. Они предложили внести изменения в правила фонда, которые позволяли бы финансировать Украину даже в случае её дефолта. Впрочем, даже если МВФ изменит правила, дефолт по долгу перед РФ сделает возврат Украины на рынок внешних заимствований очень сложным, так как негативно отразится на инвестиционной привлекательности страны. Так что, как ни крути, Украине лучше бы вернуть деньги, которые ей не принадлежат.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.