Как назвали, так плывёт

20 Ноябрь 2015 380
Любое переименование улиц возможно только с согласия местных жителей.
Любое переименование улиц возможно только с согласия местных жителей.

Острая дискуссия о необходимости переименования станции московского метрополитена отозвалась и в Крыму. Для полу­острова вопрос возвращения исторических названий во все времена был конфликтным и весьма часто использовался для политических спекуляций. Память Войкова у нас увековечена в названиях улиц, предприятий и даже населённого пункта в одном их районов. Но и без него конфликтных вопросов хватает. Как, к примеру, быть с симферопольской улицей Бела Куны, названной в честь одного из вдохновителей и организаторов «красного террора»? Справедливо ли, что улицы крымской столицы названы именами террористов Желябова и Перовской, а не убиенного народовольцами государя императора Александра II - реформатора, отменившего крепостное право? И если Александр Пушкин по берегам Салгира гулял неоднократно, да и Владимир Маяковский здесь бывал, то какое отношение к Крыму и Симферополю имеют Киров, Куйбышев, Шевченко, Франко?

«От Войкова надо избавляться. Он - цареубийца. Я бы по всему Крыму в названиях улиц провел бы ревизию. Необходимо вернуть крымским улицам дореволюционные названия. Конечно же, надо избавиться от названий улиц, которые несут имена людей, убивавших российский народ, - цитирует РИА Новости высказывание члена Совета Федерации Федерального Собрания РФ от Крыма Сергея Цекова. - Я бы вернул историческое имя улице Карла Маркса - Екатерининская. Екатерина II вернула Крым в состав России. Её решение определило и наше прошлое, и наше настоящее».
В том, что переименование даже с благой целью возвращения исторических названий - процесс сложный, сомневаться не приходится. Напомним, что полгода назад попытка вернуть 100-летнему симферопольскому кинотеатру имени Т. Г. Шевченко исконное название «Баян» провалилась вследствие протестов городских депутатов-коммунистов, требовавших оставить «Кобзаря» в покое и заниматься проблемами ЖКХ. И несмотря на скромное представительство коммунистов в горсовете, власть в конечном счёте приняла их сторону.
Депутат от КПРФ Степан Кискин, выступая на внеочередной 31-й сессии Симферопольского городского Совета против сокращения ассигнования бюджета городского округа по управлению капстроительства, возмутился: «На каком основании на улице Карла Маркса установлены таблички с названием улицы «Екатерининская»? Городской Совет не давал добро на переименование улицы Карла Маркса! Почему допускается такое своеволие?! Неужели украинская болезнь «переименований» докатилась и до Крыма? Я обращаюсь к присутствующим в зале представителям прокуратуры и полиции: найдите тех, кто своевольно установил эти таблички и накажите их по всей строгости закона!».
- Почти тридцать лет назад я выступал на крымском телевидении и предложил вернуть несколько исторических имён симферопольским улицам.
В редакцию пришли письма с требованием меня расстрелять. А ведь до майданов было ещё двадцать лет, - вспоминает политолог и крымовед, доцент кафедры экономической и социальной географии и территориального управления КФУ имени В. И. Вернадского, член Экспертно-аналитического совета при Совмине Республики Крым Сергей Киселёв. - Я за взвешенный подход. За то, чтобы с каждым топонимом разбираться отдельно. Пока вполне разумно указывать все названия улиц и устанавливать таблички с информацией о том, в честь кого улица названа. Революционный зуд - это очевидное расстройство.
Напомним, что разрушенный большевиками памятник императрице Екатерине в городском саду крымской столицы, за восстановление которого уже много лет сражаются общественники, до сих пор не восстановлен.

Николай ФИЛИППОВ.