НеПЛАТОНические отношения
Совпадение это или нет, но самые важные события России, связанные с её экономикой, почти никогда не случаются в начале недели. Громкие новости из мира экономики начинают поступать ближе к её концу. Так было и на прошлой неделе. В пятницу Государственная Дума РФ приняла в первом чтении главный финансовый документ страны - бюджет на 2016 год. Воскресенье ознаменовалось запуском системы взимания платы с дальнобойщиков «Платон». Теперь пользующиеся федеральными дорогами владельцы грузовиков, 12-тонников, будут платить полтора рубля за километр.
Хочешь ехать - плати!
Собственно решение о запуске системы, которая позволила бы возместить государству ущерб, наносимый федеральным дорогам большегрузами, было принято ещё 4 года назад. Посовещавшись, депутаты Госдумы решили, что проблема с плохим состоянием дорог в России во многом связана с тем, что ездят по ним тяжёлые фуры, которые своими колёсами разбивают любое, даже относительно свежее и крепкое дорожное покрытие. Работы по его восстановлению в свою очередь ложатся на государство, что, конечно же, не вполне справедливо.
Впрочем, с 15 ноября ситуация должна измениться. Теперь, с помощью системы «Платон» владельцы фур обязаны возмещать ущерб за передвижение по федеральным трассам. Для этого компания-оператор создала на всей территории России соответствующую инфраструктуру и раздаёт бесплатные бортовые устройства (транспондеры) для грузовиков.
Изначально правительство России установило размер платы - 3,73 рубля за километр. Но 10 ноября 2015 года в документ внесли изменения: до конца февраля 2016-го будут брать 1,53 рубля, с 1 марта - 3,06 рубля за километр. Собранные с большегрузов около 40 миллиардов рублей в год будут поступать в Федеральный дорожный фонд и расходоваться на восстановление трасс. Кроме того, в настоящее время правительство рассматривает предложение использовать часть средств для пополнения региональных дорожных фондов. Это если вкратце.
Если же присмотреться к вопросу более внимательно, то возникает сразу несколько поводов для беспокойства. Первый был озвучен преимущественно самими дальнобойщиками, которым нововведение, понятное дело, не понравилось. По их мнению, система «Платон» не готова к работе: бесплатных транспондеров катастрофически не хватает, а зарегистрировать маршрут движения фуры через сайт оператора пока невозможно. Как должна работать система в этих условиях, дальнобойщикам неясно. В Минтрансе РФ, напротив, уверены, что система полностью готова к работе и поводов для беспокойства нет.
Рядовые граждане в этом не уверены. Многие считают, что взимание дополнительной платы с перевозчиков негативно отразится на конечной стоимости товаров в магазинах. Аргументируют это тем фактом, что сумму дополнительного сбора перевозчики будут закладывать в стоимость своих услуг и требовать за перевозку товара больше денег. Так что платить за ремонт дорог по итогу придётся не бизнесменам, а рядовым россиянам.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев также не исключает роста цен на продукты. По его подсчётам, если бы власти не снизили тариф, а оставили его на уровне 3 рублей, то рост цен на продукты мог бы составить 2%.
Споры за рубли
О цифрах и процентах на той неделе говорили не только в среде автоперевозчиков, но и в Госдуме, где депутаты рассматривали в первом чтении бюджет страны на следующий год. За принятие документа проголосовал 241 депутат, против - 150.
О его основных параметрах мы уже писали. Есть смысл рассказать о тех, кто выступил против принятия документа. Первым в списке оппозиционеров традиционно оказался лидер КПРФ Геннадий Зюганов. По его мнению, проект бюджета не учитывает новые геополитические реалии и социальные права населения, а также перечёркивает курс на модернизацию и импортозамещение.
Замглавы «Справедливой России» Михаил Емельянов ожидаемо высказал мнение, что бюджет в большей степени защищает интересы элиты и высшей бюрократии, чем низших и средних слоёв населения.
Впрочем, большинство депутатов всё-таки проголосовали за принятие документа и предложили внести ко второму чтению ряд поправок. Представители «Единой России» среди прочих изменений предложили найти дополнительные средства на модернизацию региональных систем дошкольного образования в Крыму и Севастополе, господдержку общероссийских организаций инвалидов и иных некоммерческих организаций, а также увеличить бюджетные ассигнования фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Кроме того, дополнительные деньги в бюджете предлагается найти на национальные заповедники «Херсонес Таврический» и «Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя».
«Мы электронезалежни!»
Несколько интересных новостей пришло к нам и с Украины. Глава Минэнерго Украины Владимир Демчишин заявил, что планирует прекратить поставки электроэнергии из России. По его словам, Киев импортировал электричество в связи с дефицитом мощностей, который возник из-за временного отключения одного энергоблока на Ровенской АЭС в связи с достройкой линии Ровно - Киев.
- Работы - на завершающей стадии, думаю, что сегодня-завтра прекращение импорта произойдёт, - сказал Демчишин журналистам, отвечая на вопрос, прекращён ли Киевом импорт электричества из РФ.
Глава Минэнерго Украины Владимир Демчишин заявил, что намерен вынести на рассмотрение Кабмина предложение о продлении поставок электроэнергии в Крым на 2016 год.