НеПЛАТОНические отношения

16 Ноябрь 2015 409
Запуск системы «Платон» дальнобойщики приняли «в штыки».
Запуск системы «Платон» дальнобойщики приняли «в штыки». Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Совпадение это или нет, но самые важные события России, связанные с её экономикой, почти никогда не случаются в начале недели. Громкие новости из мира экономики начинают поступать ближе к её концу. Так было и на прошлой неделе. В пятницу Государственная Дума РФ приняла в первом чтении главный финансовый документ страны - бюджет на 2016 год. Воскресенье ознаменовалось запуском системы взимания платы с дальнобойщиков «Платон». Теперь пользующиеся федеральными дорогами владельцы грузовиков, 12-тонников, будут платить полтора рубля за километр.

Хочешь ехать - плати!

Собственно решение о запуске системы, которая позволила бы возместить государству ущерб, наносимый федеральным дорогам большегрузами, было принято ещё 4 года назад. Посовещавшись, депутаты Госдумы решили, что проблема с плохим состоянием дорог в России во многом связана с тем, что ездят по ним тяжёлые фуры, которые своими колёсами разбивают любое, даже относительно свежее и крепкое дорожное покрытие. Работы по его восстановлению в свою очередь ложатся на государство, что, конечно же, не вполне справедливо.
Впрочем, с 15 ноября ситуация должна измениться.  Теперь, с помощью системы «Платон» владельцы фур обязаны возмещать ущерб за передвижение по федеральным трассам. Для этого компания-оператор создала на всей территории России соответствующую инфраструктуру и раздаёт бесплатные бортовые устройства (транспондеры) для грузовиков.
Изначально правительство России установило размер платы - 3,73 рубля за километр. Но 10 ноября 2015 года в документ внесли изменения: до конца февраля 2016-го будут брать 1,53 рубля, с 1 марта - 3,06 рубля за километр. Собранные с большегрузов около 40 миллиардов рублей в год будут поступать в Федеральный дорожный фонд и расходоваться на восстановление трасс. Кроме того, в настоящее время правительство рассматривает предложение использовать часть средств для пополнения региональных дорожных фондов. Это если вкратце.
Если же присмотреться к вопросу более внимательно, то возникает сразу несколько поводов для беспокойства. Первый был озвучен преимущественно самими дальнобойщиками, которым нововведение, понятное дело, не понравилось. По их мнению, система «Платон» не готова к работе: бесплатных транспондеров катастрофически не хватает, а зарегистрировать маршрут движения фуры через сайт оператора пока невозможно. Как должна работать система в этих условиях, дальнобойщикам неясно. В Минтрансе РФ, напротив, уверены, что система полностью готова к работе и поводов для беспокойства нет.
Рядовые граждане в этом не уверены. Многие считают, что взимание дополнительной платы с перевозчиков негативно отразится на конечной стоимости товаров в магазинах. Аргументируют это тем фактом, что сумму дополнительного сбора перевозчики будут закладывать в стоимость своих услуг и требовать за перевозку товара больше денег. Так что платить за ремонт дорог по итогу придётся не бизнесменам, а рядовым россиянам.
Председатель президиума Ассоциации компаний розничной торговли (АКОРТ) Илья Ломакин-Румянцев также не исключает роста цен на продукты. По его подсчётам, если бы власти не снизили тариф, а оставили его на уровне 3 рублей, то рост цен на продукты мог бы составить 2%.

Споры за рубли

О цифрах и процентах на той неделе говорили не только в среде автоперевозчиков, но и в Госдуме, где депутаты рассматривали в первом чтении бюджет страны на следующий год. За принятие документа проголосовал 241 депутат, против - 150.
О его основных параметрах мы уже писали. Есть смысл рассказать о тех, кто выступил против принятия документа. Первым в списке оппозиционеров традиционно оказался лидер КПРФ Геннадий Зюганов. По его мнению, проект бюджета не учитывает новые геополитические реалии и социальные права населения, а также перечёркивает курс на модернизацию и импортозамещение.
Замглавы «Справедливой России» Михаил Емельянов ожидаемо высказал мнение, что бюджет в большей степени защищает интересы элиты и высшей бюрократии, чем низших и средних слоёв населения.
Впрочем, большинство депутатов всё-таки проголосовали за принятие документа и предложили внести ко второму чтению ряд поправок. Представители «Единой России» среди прочих изменений предложили найти дополнительные средства на модернизацию региональных систем дошкольного образования в Крыму и Севастополе, господдержку общероссийских организаций инвалидов и иных некоммерческих организаций, а также увеличить бюджетные ассигнования фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Кроме того, дополнительные деньги в бюджете предлагается найти на национальные заповедники «Херсонес Таврический» и «Национальный музей героической обороны и освобождения Севастополя».

«Мы электронезалежни!»

Несколько интересных новостей пришло к нам и с Украины. Глава Минэнерго Украины Владимир Демчишин заявил, что планирует прекратить поставки электроэнергии из России. По его словам, Киев импортировал электричество в связи с дефицитом мощностей, который возник из-за временного отключения одного энергоблока на Ровенской АЭС в связи с достройкой линии Ровно - Киев.
- Работы - на завершающей стадии, думаю, что сегодня-завтра прекращение импорта произойдёт, - сказал Демчишин журналистам, отвечая на вопрос, прекращён ли Киевом импорт электричества из РФ.
Глава Минэнерго Украины Владимир Демчишин заявил, что намерен вынести на рассмотрение Кабмина предложение о продлении поставок электроэнергии в Крым на 2016 год.

Дмитрий МЕЗЕНЦЕВ.