Восстанавливая галерею

Как в Феодосии картины и дом Айвазовского спасали

15 Ноябрь 2015 357
В годы Великой Отечественной у здания галереи фашисты оборудовали долговременные огневые точки.
В годы Великой Отечественной у здания галереи фашисты оборудовали долговременные огневые точки.

Семьдесят лет назад, 17 января 1945 года, «Красный Крым», как тогда называлась «Крымская правда», рассказал о картинной галерее Ивана Айвазовского в Феодосии.

«Феодосийская картинная галерея, где собрана самая большая коллекция картин Айвазовского, пользуется широкой популярностью, - писал директор галереи Николай Барсамов. - Основание этой картинной галереи положено в 1880 году самим художником, когда он пристроил к своей мастерской выставочный зал для экспозиции своих работ. В 1900 году по духовному завещанию картинная галерея была передана в собственность города Феодосии. В ней тогда было всего 50 картин - 49 работ Айвазовского и портрет Айвазовского работы Крамского.
В послереволюционные годы началось плановое пополнение галереи. Открыты новые отделы, и сейчас она выросла в крупное, своеобразное собрание, где имеются картины всех крымских (в основном феодосийских) художников, отразивших в своём творчестве природу Крыма. Собрание картин Айвазовского в галерее с 49 выросло до 282, включая карандашные рисунки и эскизы художника. Когда гитлеровские орды осенью 1941 года подошли к границам Крыма, все коллекции, включая не только экспозиционные материалы, но и запасы, фонды, мемориальные материалы и архивные документы, заблаговременно упакованные, были погружены на пароход, перевезены в Новороссийск, а оттуда в Ереван. Здесь для них были предоставлены нормальные условия хранения и возможность развернуть выставку картин Айвазовского. 5 ноября 1944 года картинная галерея Айвазовского была реэвакуирована в Феодосию. Сейчас вскрыты все ящики с коллекциями. Картины вернулись в полной сохранности. Решено к весне 1945 года открыть большую выставку картин И. Айвазовского, разместив её в четырёх залах и мастерской художника».
Увиденное Николаем Степановичем (кстати, Барсамов - второй после Ивана Айвазовского почётный гражданин Феодосии) и его супругой Софьей Александровной в освобождённой от врага Феодосии, шокировало. «Берег опутан колючей проволокой; вдоль него тянулась цепь дотов, массивные фундаменты - площадки для тяжёлых орудий располагались почти у самого дома Айвазовского. Он, к счастью, уцелел, как и галерея, но фасады изрешетили пулемётные очереди и осколки бомб - две разорвались рядом. Главный зал галереи - печальное зрелище: стены ободраны, по ним потёки дождевой воды, вместо частично разрушенного стеклянного потолка положены соломенные маты. Настил под паркетным полом сгнил, паркет испорчен. Флигель во дворе картинной галереи разрушен бомбой. Оставленное в Феодосии оборудование галереи в значительной степени расхищено, а здание требует капитального ремонта».
Разгрузить коллекцию и сложить ящики с картинами в мастерской Айвазовского помогли матросы, а Николай Барсамов отправился к первому секретарю горкома партии Владимиру Миронову с просьбой помочь с ремонтом. «Когда я в назначенный день пришёл, в кабинете Миронова было полно людей. Оказывается, тут собрались руководители всех феодосийских предприятий. Владимир Иванович сообщил, что картины Айвазовского возвращены в Феодосию и надо сейчас же, не ожидая, пока отпустят деньги и материалы, приступить к восстановлению галереи. Я перечислял по списку, какие материалы требуются. Секретарь спрашивал, кто и что может выделить из своих более чем скудных в ту пору запасов. Вскоре список был заполнен. Тут я по-настоящему почувствовал, что город заинтересован в быстрейшем восстановлении галереи Айвазовского». А после публикаций о возвращении картин в «Красном Крыме», «Правде» и «Известиях» стали приезжать добровольцы, желающие поработать на возрождении галереи. «Полное восстановление здания будет возможно только к концу 1945 года, - писал в нашей газете директор галереи. - О серьёзности и трудности задач достаточно убедительно говорит одна только цифра - необходимо 750 квадратных метров высококачественного двойного бемского стекла лишь для остекления фонаря главного зала. Задача не просто восстановления феодосийской картинной галереи, а её реконструкции. Выставочная площадь после ремонта будет значительно увеличена, что даст возможность не только с большей полнотой показать творчество Айвазовского, но и значительно расширить экспозицию картин других феодосийских художников, для чего у нас имеются все возможности».
В июле 1947-го в полностью обновлённой картинной галерее отмечали 130-летие со дня рождения Ивана Айвазовского. В 2017-м в Крыму отметят 200-летие знаменитого земляка. К этому времени власти планируют окончить масштабную реконструкцию галереи, возможность провести которую появилась только после «Крымской весны». Обновлённый фасад здания XIX века уже радует горожан и гостей. А на юбилейной выставке, посвящённой 200-летию великого мариниста, в Феодосии планируют представить полотна художника из фондов музеев России и других стран.

За 97-летнюю историю «Крымская правда» писала о многом и многих - в статьях газеты отражалась история страны, полуострова, его жителей. Мы предлагаем вместе перелистать эти страницы прошлого, узнать, что изменилось. Если газета писала о вас, ваших близких, вашей работе, населённом пункте, расскажите об этом. Напишите, как изменилась жизнь сразу после публикации или через годы. Пишите по почтовому (295000, Симферополь, ул. Генерала Васильева, 44) или электронному (istoriya@с-pravda.ru) адресу. Фотографии желательны.

Памятник Ивану Айвазовскому у картинной галереи.

Наталья ПУПКОВА.