«Остров Крым» с надеждой смотрит на турецкие берега

12 Ноябрь 2015 394
Круизный лайнер «Адриана» одним из первых зашёл в Крым после его возвращения в РФ.
Круизный лайнер «Адриана» одним из первых зашёл в Крым после его возвращения в РФ.

Фантастический роман Василия Аксёнова «Остров Крым» вновь стал актуален. Так уж произошло, что с возвращением Крыма на свою историческую Родину Крымский полуостров стал фактически островом. Новые украинские власти постепенно сжимали кольцо блокады вокруг Крыма, ограничивая подачу воды, электроэнергии, железнодорожное сообщение и, наконец, силами «Правого сектора» и крымскотатарских эмигрантских группировок перекрыли полностью автомобильную трассу. Сотни большегрузных автомобилей вынуждены были возвращаться к своим украинским грузоотправителям, традиционные торгово-экономические связи Крыма с Украиной были окончательно нарушены. При этом серьёзно пострадали интересы жителей и предпринимателей по обе стороны российско-украинской границы.

Отрицательно сказалось на финансово-экономической жизни Крыма и решение ЕС распространить ограничительный санкционный режим на Республику Крым.
Несмотря на некоторое улучшение работы Керченской паромной переправы после ввода в строй большего числа более современных паромов в 2015 году, сегодня это сообщение всё же не может обеспечить полностью потребности Крыма в пассажирских и грузоперевозках. Неразвитость подъездных путей с обеих сторон Керченского пролива и большая зависимость от волнений моря существенно ограничивают возможности этой паромной переправы. Грузовые автотранспорты ожидают своей очереди на переправу от 5 до 8 суток, в результате стоимость товаров и продуктов возрастает в несколько раз. 2-миллионное население Крыма с учётом дополнительных нескольких миллионов отдыхающих в год испытывает нехватку продуктов питания и предметов первой необходимости, строительных материалов и прочего. Цены на них сопоставимы с ценами в Москве, в то время как зарплаты и пенсии крымчан значительно ниже. Перебои со снабжением являются одной из причин того, что крымские власти не могут освоить выделенные госбюджетом средства на восстановление региона и развитие его инфраструктуры, жилья, школ, больниц и других жизненно важных объектов.
В этих условиях вполне естественным стало обращение внимания местных властей и предпринимателей на морские перевозки. Ведь Чёрное море может не только разделять россиян и их соседей в Турции, Грузии, Абхазии и других странах Черноморского бассейна, но и стать надёжной транспортной артерией. Как известно, после распада СССР большая часть приписанных к черноморским портам Украины и России морских судов (круизных, пассажирских, грузовых, торговых, рыболовецких, да и военных) была на словах приватизирована, а на деле расхищена, продана на металлолом, стала эксплуатироваться под флагами иностранных государств. Сегодня возникла необходимость не только возродить Российский Черноморский военный флот, но и все виды гражданских судов России на Чёрном море. Понятно, что в условиях либеральной экономики и финансово-экономического кризиса государство вряд ли возьмёт на себя задачу по восстановлению гражданского морского флота. Очевидно, что оно может лишь создать благоприятные условия для развития предпринимательства в этой области. Законодатели и правительство России должны сделать выгодным для предпринимателей аренду и закупку морских судов, их эксплуатацию в бассейне Чёрного моря (льготные кредиты, освобождение грузов от таможенных пошлин, двойного налогообложения и т. п.).
Как представляется, было бы весьма выгодным для крымчан наладить регулярное морское сообщение с портами Батуми, Поти (Грузия), Сухуми (Абхазия), Сочи, Анапа, Новороссийск (Россия), Стамбул, Самсун, Трабзон, Зонгулдак (Турция). Наши турецкие парт­нёры совместно с заинтересованными российскими деловыми кругами и местными властями уже предприняли первые шаги в этом направлении.
Открылась линия морских перевозок Зонгулдак (Турция) - Евпатория (Крым). Большой паром «Rainbow» уже в январе 2015 г. успешно совершил первый рейс после объявления западных антироссийских санкций, заблокировавших международные морские маршруты в порты Республики Крым, и доставил продовольствие, промышленные товары и строительные материалы в Евпаторию. В настоящее время паром осуществляет рейсы по этому маршруту с периодичностью один раз в неделю. С 5 августа 2015 г. возобновилось и еженедельное регулярное паромное сообщение между портом Севастополь с портом Зонгулдак. Данный проект реализуется российским резидентом свободной экономической зоны, который зарегистрирован в Севастополе и взаимодействует с Департаментом приоритетных проектов развития города Севастополя. Паром «Варяг» имеет вместимость 65 грузовых автомашин, также возможна перевозка на нём крупногабаритных грузов на паллетах. Эта паромная линия организована для обеспечения потребности Крыма в импорте стройматериалов, плодоовощной продукции, а также товаров народного потребления.
С конца августа 2015 г. по Чёрному морю курсирует с периодичностью два раза в неделю паром по маршруту Зонгулдак - Керчь - Новороссийск. Ведутся также переговоры об открытии ещё одной линии морских перевозок: Зонгулдак - Феодосия.
Согласно информации крымского сельскохозяйственного надзорного ведомства, только с 1 по 19 октября 2015 г. в порты городов Севастополя и Евпатории завезено более 385 тонн турецких фруктов и более 20 тонн сухофруктов. А всего продуктов питания из Турции было доставлено 406,67 тонны.
Таким образом, блокада Крыма со стороны Украины и стран ЕС успешно преодолевается. Граждане Крыма получают доступ к турецким продуктам и товарам по вполне доступным ценам. Появляется возможность крымчанам выезжать в Турцию в качестве туристов или для так называемых «шоп-туров», турецкие деловые круги посещают своих крымских партнёров, изучают конъюнктуру местного рынка, проявляют значительный интерес к инвестиционным проектам в Крыму (строительный и туристический бизнес, переработка рыбы, овощей и фруктов, парфюмерия и т. п.). Турецкие бизнесмены уже заявили о своей готовности вложить 12,5 млрд. долларов США в строительный бизнес на полуострове, в частности предложили проект строительства 80-этажной пятизвёздочной гостиницы.
Безусловно, при развитии российско-турецкого приграничного сотрудничества у центральных и местных властей возникают и некоторые опасения. Общеизвестно, что гражданские войны в Сирии и Ираке сопровождаются потоком беженцев из зон конфликтов и распространением идеологии радикального ислама. Существует реальная угроза транзита через Турцию в Россию части беженцев (нелегальных мигрантов) и исламистов-джихадистов. Последние могут попытаться проникнуть в местные мусульманские общины крымских татар, перемещаться в другие регионы России, заниматься  вербовкой россиян в свои ряды, готовить и осуществлять теракты. Поэтому крымские и федеральные силовые ведомства вынуждены ужесточать контроль за растущим грузо- и пассажиропотоком на турецко-российской морской границе, чтобы обеспечить безопасность граждан и государства. Очевидно, это обстоятельство ни в коем случае не должно ограничивать естественно развивающийся процесс приграничной торговли и российско-турецких связей и контактов во всех областях. Все законопослушные граждане Турции должны иметь возможность посетить Республику Крым в туристических, деловых или иных легальных целях, так же как и крымчане могли бы на регулярной основе совершать поездки в соседнюю дружественную нам страну.
Сохраняющиеся разногласия между российским и турецким руководствами по поводу путей урегулирования сирийского кризиса ни в коей мере не должны отрицательно сказываться на наших двусторонних отношениях, и Крым может стать важным звеном в укреплении не только регионального, но и всего комплекса сотрудничества между нашими странами.

Станислав ИВАНОВ, ведущий научный сотрудник Института востоковедения
и ИМЭМО РАН,
кандидат исторических наук.