Адамсон и его памятники

160 лет назад родился автор крымских орла и русалки

12 Ноябрь 2015 559
Автор Севастопольского памятника Амандус Адамсон.
Автор Севастопольского памятника Амандус Адамсон.

Он появился на свет спустя два месяца после окончания героической обороны Севастополя, но рассказы отца-моряка, услышанные совсем малышом, навсегда стали частью его жизни, а любовь к морю Амандус Адамсон, родившийся на свет на хуторе близ портового города Палдиски в Прибалтике, впитал с малых лет. Быть может, потому ему особо удавались творения, связанные с морем. И легендами, сказками, коих в раннем детстве великое множество слышал от мамы.

От фигурок до золота

Кораблики, гномы, птицы - с них, вырезанных из дерева, начинал творческий путь маленький Амандус, учившийся в Ревельской (Таллинской) школе для бедных. Фигурки были настолько талантливо сделаны, что школьный учитель, заметив способности мальчишки, договорился в одном из художественных салонов города, что их выставят на продажу. Покупали охотно, и парень даже, скопив определённую сумму, поступил в уездное училище, правда, не окончил его, перешёл на работу и обучение в столярную мастерскую в Ревеле.
В 1875 году успешно сдал экзамены в Санкт-Петербургскую Императорскую академию художеств. Окончил её с большой серебряной медалью. Вскоре его скульптуры получили мировую известность - «Лирическая музыка», «Волна», «Вечно побеждающая любовь» на международной выставке в Париже получили золотую медаль.
Амандус Адамсон мог остаться работать за границей, но тянуло на Родину. В родном Палдиски на берегу Балтики заказчиков на его работы не было, и он обосновался в городе, где учился, - в Санкт-Петербурге.

Помнить героев

В 1901 году получил заказ на первый монумент - «Русалку» в Ревеле. С мифическим существом памятник роднит только название, а посвящён он экипажу русского броненосца береговой обороны «Русалка» - 177 морякам, погибшим 7 сентября 1893 года в Балтийском море, во время 9-балльного шторма при переходе из Ревеля (ныне Таллин) в Гельсингфорс (Хельсинки). Скульптор в память о моряках вознёс на высокий постамент-скалу ангела с крестом в поднятой правой руке. Под ним изображён нос корабля, захлёстываемый бушующим морем, и надпись: «Россияне не забывают своих героев-мучеников».
Эстонский скульптор Амандус Адамсон призвал россиян не забывать и подвиг героев первой обороны Севастополя. Города, где в 1905 году появился над морем его орёл - на монументе «В память кораблям, затопленным в 1854-1855 г. для заграждения входа на рейд».
Памятник, ставший символом города-героя, установили в честь 50-летия обороны Севастополя в Крымскую войну. Колонну венчает бронзовый двуглавый орёл, раскинувший крылья и держащий в клювах лавровый венок славы и якорь. Авторы памятника - архитектор Валентин Фельдман, военный инженер Фридрих-Оскар Энберг, архитектор Севастополя Александр Вейзен и скульптор Амандус Адамсон, выполнивший все скульптурные детали монумента, в том числе бронзовую мачту (повреждена в Великую Отечественную, её смыло штормом) парусного корабля на утёсе памятника и двуглавого орла с лавровым венком и якорем. Кстати, считается, что крылья орла, по задумке скульптора, изображают профили адмирала Нахимова и императора Николая І, в правление которого началась первая оборона Севастополя. О том, что севастопольский монумент - работа Адамсона, говорит находка искусствоведа В. Ермонской, обнаружившей в 1949 году в Центральном государственном историческом архиве Ленинграда список работ скульптора, где указан памятник Затопленным кораблям. Список составлен скульптором в связи с предстоящим избранием в действительные члены Императорской академии художеств.

Дева из моря

Впрочем, не только Севастополь отмечен в творчестве Амандуса Адамсона, бывавшего в Крыму: созданный им скульптурный ансамбль есть и в Мисхоре. В 1907 году появились на берегу  прекрасная девушка у фонтана и наблюдающий за ней старик с недобрым взглядом, а в море - русалка у камня, с тоской глядящая на берег. Арзы и Али-баба - герои старинной крымскотатарской легенды, когда-то услышанной скульптором. Когда Крым был под властью Османской империи, жили в Мисхоре виноградарь Абий-ака и его красавица дочь Арзы. У девушки в Мисхоре был любимый фонтан, куда она приходила за водой. И в тот день пришла, прямо с собственной свадьбы, попрощаться с фонтаном и Мисхором, ведь её избранник был из дальней крымской деревни, увозил девушку домой. Но не суждено было красавице Арзы жить счастливо: когда она в последний раз подставила кувшин под струи фонтана, на голову ей упало покрывало - односельчанин Али-баба похитил девушку, чтобы продать на невольничьем рынке в Стамбуле. Перевёз её на своей лодке на турецкий берег, продал в гарем самого султана. Султан Арзы полюбил, но она всё не могла забыть Мисхор и свой фонтан, даже рождение сына не помогло. Ровно через год с того дня, как Али-баба похитил её у фонтана, поднялась Арзы с ребёнком на самую высокую башню султанского дворца и бросилась в волны Чёрного моря. В тот же вечер печальная русалка с младенцем подплыла впервые к фонтану у берега Мисхора. С тех пор, как гласит легенда, один раз в год, в тот день, когда была похищена Арзы, мисхорский фонтан начинает струиться сильнее, а из тихих волн появляется русалка с младенцем на руках и долго с грустью глядит на родные места, а потом, тихо опустившись в морские волны, исчезает.
Легенда настолько тронула сердце скульптора, что создал он в 1905-м две скульптуры: Арзы, набирающая из фонтана в кувшин воду, и хищно склонившийся над ней Али-баба. Они, размещённые на набережной Мисхора среди каменных глыб, отлиты в бронзе на заводе фирмы Моран в Петербурге для имения князя Феликса Юсупова. Спустя два года появилось продолжение легенды - русалка в море на камнях. По мнению Надежды Ковалевской, старшего научного сотрудника Алупкинского дворцово-паркового музея-заповедника, позировала для скульптуры 25-летняя Меланья Нарцызова, кормилица детей Юсуповых. Вначале русалка была одна, но в шторм её снесло со скалы, и Амандус Адамсон, выполняя просьбу Юсупова, создал, как в легенде, женщину с ребёнком на руках. Считается, что позировал скульптору вместе с мамой 6-летний Саша - сын Меланьи Нарцызовой и её мужа Александра Шатилова.
Но и вторая скульптура стала жертвой черноморского шторма. В конце двадцатых годов прошлого века появилась в море третья русалка с ребёнком - её по его проекту создали ученики скульптора, к тому времени жившего в родной Эстонии. На памятнике была надпись «По Адамсону». Эта скульптура пострадала в годы Великой Оте­чественной - фашисты устроили из неё мишень. Сейчас изрешечённая следами от пуль, без хвоста и руки, которые были смыты морем, русалка с ребёнком находится на территории ялтинского музея «Поляна сказок». А в море на огромном валуне замерла новая скульптура, отлитая в 1984-м, но на ней вновь есть надпись «По Адамсону».
Амандус Адамсон, ушедший из жизни в 1929-м в Палдиске, запомнился современникам как разносторонний мастер: преподавал в Санкт-Петербургском училище технического рисования, оформлял залы Русского музея (барельефы с аллегорическими сюжетами таинств рождения произведений искусства - живописи, ваяния и зодчества), создавал скульптуры по мотивам эстонских сказаний. Оформил фасады и купол башни с глобусом, украшающий здание компании швейных машин «Зингер». Создал статуи для магазина купцов Елисеевых на Невском проспекте, чугунные ограждения, шестнадцать торшеров художественного литья для освещения и гранитные фонари-обелиски Троицкого моста. Его живописные полотна хранятся в Государственном художественном музее Эстонии, а в городке Палдиски сохранился дом скульптора, ставший музеем.

Такой была первая русалка в Мисхоре.

Наталья ПУПКОВА.