Сергей Садов: Мой мир - музыка и свобода, а главная тема - Россия

7 Ноябрь 2015 620
Сергей Садов и его садора.
Сергей Садов и его садора. Фото автора.

Известный московский композитор, отец русского андеграунда Сергей Михайлович Садов - человек в музыкальных кругах известный. Профессиональный композитор, дирижёр, автор инструментальной и песенной музыки ездит по всему миру. В последнее время зачастил на Донбасс, считая, что музыкант должен быть с людьми в самые трудные для них времена. С радостью воспринял возвращение Крыма в Россию. Мечтаю выступить перед крымчанами, - признался музыкант. - Мне не нужна материальная поддержка, но я должен знать, что буду желанным гостем и мне дадут зелёную улицу для концертов. Приеду по первому зову с хорошей компанией известных музыкантов.

- Когда у известного нынче композитора, изобретателя необычных инструментов началось увлечение музыкой?

- Думаю, я с нею родился. А осознал, что без музыки мне не жить, когда старший брат Вова, увлёкшись рок-н-роллом, организовал группу, в которой я стал бас-гитаристом и бэк-вокалистом. Играли английский тяжёлый рок: «Black Sabbath», «Grand Funk». Позже я основал собственную группу под названием «Black Sadov».
 С новой командой начались поездки по колхозам и совхозам Московской области, где выступали за мешок картошки. Но главным стимулом был восторженный приём слушателей. Музыкальную грамоту и культуру постигал в училище имени Гнесиных и в Пушкинском музыкальном училище. Чтобы заработать на приличный инструмент, основал цех по производству кошельков. Накопил на элитную гитару «Fender» стоимостью однокомнатной квартиры в Москве в те времена.

- Вы с успехом играли на традиционных музыкальных инструментах, почему решили создать свои?

- Работая в лихие 90-е в ночном баре, где играл на дорогущем «Гибсоне» разных «мурок», в один прекрасный момент задумался о перспективах. Стремиться стать маньяком-виртуозом - глупо, классиком-ботаником - ещё глупее. Вот и решил пойти своим путём. Опыт «папы Карло» у меня был: делал своими руками электрогитары. У первой гриф был длиной со швабру, и при попытке натянуть струны он выгнулся, как лук. Со временем научился делать как надо. Позднее, устроившись на работу в музыкальный магазин, начал экспериментировать со строями струнных инструментов. Выставленные на продажу гитары настраивал по-разному, имитируя звучание инструментов разных стран. Однажды во сне я услышал звук струнного инструмента необычного строя. Проснувшись, подошёл к роялю, взял пару волшебных аккордов, услышанных во сне, и вдруг понял, что моя жизнь в рок-н-ролле прожита не зря. Такие аккорды невозможно взять на гитаре. Продал рояль, гитары, купил электролобзик и принялся, как в детстве, пилить, создавая новый инструмент. Так родилась садора (название инструмента - от моей фамилии), с которой я вышел за рамки классических стереотипов.

- По виду ваше изобретение напоминает гитару с двумя грифами.

- Сходство только внешнее и то весьма отдалённое. Строй садоры ничего общего с гитарным не имеет. Поэтому мне самому пришлось долго осваивать этот инструмент, несколько лет кропотливого труда ушли на то, чтобы разыграть садору.
У меня до этого были записаны два альбома - «Во поле туман» и «Истины свет» с песнями в православном и славянском ключе. А в 2005 году уже с садорой записал третий диск - «Оберег». Этот инструмент передаёт широту русского лада, как передают её гусли. Через какое-то время решил садору усовершенствовать. Обратился к гитарному мастеру Дмитрию Сушкову, и мы с ним сделали «гранд-садору», у которой 32 струны, «сигарный» блок, увеличенная мензура, скальпированные лады, особый строй, midi-датчик. Уникальный инструмент зазвучал славянскими гуслями, восточными лютнями, индийским старом, кельтскими арфами. Этот инструмент предоставляет огромный простор для моей композиторской мысли. Каждый аккорд на нём - новый мир и новая краска.
Я благодарен Богу за то, что он дал мне возможность, говорить на волшебном языке садоры.

- Много лет играете в самом сердце Москвы - на старом Арбате. Каким ветром занесло в уличные музыканты?

- Ветром Свободы. Здесь есть все условия для самовыражения и личностного роста. Если ты на шумной суетной улице можешь привлечь к себе внимание слушателей, сможешь сделать это на любой концертной площадке.

- Вижу, как охотно приобретается прохожими диск «Оберег». Расскажите о нём.

- На этом диске записаны инструментальные полистилистические композиции с отзвуками славянских, кельтских и восточных - арабских, индийских, китайских мотивов. «Живая вода» и «Сказание о Земле Русской» представляют славянскую тематику. «Караван» и «Рахат Лукум» - восточную. Они родились после экспериментов с арабским ударным инструментом дарбукой. В контексте садоры гармонично звучат флейта, перкуссия, клавишные. После выхода этого диска меня стали приглашать на крупнейшие фестивали мира.

- Как определяете жанр своей музыки?

- Называю его психоделическим альтернативным классицизмом.

- Вы - постоянный участник фестивалей, концертов, но Арбат остаётся местом основной работы. Почему?

- Потому что играть здесь - удовольствие и приличный заработок. Если музыкант не зарабатывает денег, то он не профессионал. Я прилично зарабатываю как уличный музыкант, поэтому могу себе позволить гастрольные поездки, в которые приглашаю коллег и беру все расходы на себя.
К тому же на Арбате общаешься с людьми, для которых твоя музыка - событие. А это, поверьте, немаловажно.

- В чём, по - вашему, особенности русской музыки?

- Русская - это музыка с ярко выраженными былинными корнями, неспешно повествующая о Вечном - любви к Родине, женщине, величии духа нашего народа, о красоте и силе земли Русской и её славных обитателей. Конечно, в неё вплелись с давних времён мотивы наших соседей по планете. Поэтому мне так интересны мелодии Востока и Запада. И в моих произведениях тесно сплелись в единый орнамент узоры монгольских, кельтских, арабских напевов. В них голос Шехерезады, гусли Садко и саз Ашика Кериба. Музыке присущ полиязык, поэтому она и понятна всем.

- Ваши произведения делятся на циклы?

- Да. Есть цикл эзотерики, христианской философии, фольк-музыка, инструментальная. А главная тема - Россия.

- Часто вместе с вами в концертных программах участвует супруга. Она - профессиональный музыкант?

- Нет, Юлия - врач. Но овладела акустической и электронной перкуссией, клавишными и стала участницей проекта «Садора» не только как администратор, но и как исполнитель.

- Вы будете и дальше совершенствовать свою Садору?

- Совершенных инструментов не бывает. Взять фортепиано: уж, казалось бы, что может быть совершеннее? Но есть ещё эмоциональный план. И здесь явное превосходство гитары - такой экспрессии у фоно нет. Каждый инструмент индивидуален. Конечно, буду стремиться к тому, чтобы сотворить инструмент ещё более насыщенный, яркий, мощный по звучанию, чем предыдущий. Но это всё только для того, чтобы не дублировать чужие идеи. Только так можно приблизить самореализацию.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.