Закат «меджлиса»

31 Октябрь 2015 600
Унвер Сель, Сейтумер Ниметуллаев и Энвер Кантемир-Умеров в мультимедийном пресс-центре.
Унвер Сель, Сейтумер Ниметуллаев и Энвер Кантемир-Умеров в мультимедийном пресс-центре. Фото автора.

На уходящей неделе абсолютно бесполезная по степени достижения заявленных организаторами целей, но получившая мощное медиа-сопровождение «гражданская блокада Крыма», начатая 20 сентября вытесненными на периферию реальной политики лидерами крымскотатарских националистов, снова добавила топ-новостей в информационное пространство. Впрочем, на этот раз внимание СМИ было занято победой, одержанной «гражданскими активистами» - боевиками «Правого сектора», карательного батальона «Айдар» и примкнувшими к ним «патриотами с большой дороги» над херсонскими таксистами, готовившимися провести мирную акцию с требованием убрать от границы «благородных» разбойников, небескорыстный и агрессивный «патриотизм» которых лишает средств к существованию не только таксистов, но и сельхозпроизводителей Херсонщины. Украинские медиа объявили таксистов агентами российских спецслужб, а каратели прошлись по дворам, угрожая вырезать семьи и спалить хаты. В результате заявленные организаторами полтысячи человек для участия в акции собрать не удалось. На фоне такой «перемоги» о результатах самой блокады (подвести которые через месяц после её начала было бы логично) «неупередженные» медиа предпочитали не упоминать. Что вполне объяснимо.

Нельзя сказать, что затеян­ная называющими себя крымскими татарами двумя украинскими депутатами и одним московским бизнесменом «гражданская блокада» Крыма, в результате которой крымчане (в том числе крымские татары, в интересах которых весь перфоманс вроде бы и затевался), должны были остаться сначала без продуктов питания, а затем, ближе к холодам, - без электроэнергии, не дала совсем никаких результатов. Они есть. Правда, совсем не такие, какими их рисовали устроители приграничного политического шоу. Оценить достижения приграничных «блокадронщиков» можно по высказываниям представителей крымскотатарской общественности - не только российской, но и зарубежной.
Председатель Федерации крымскотатарских дернеков (обществ) в Турции Унвер Сель, отвечая на вопросы крымских журналистов, заявил, что Турция испытывает «неудобства» как от действий боевиков террористического «Исламского государства» (ИГИЛ, ISIS) на собственной границе с Сирией, так и от действий украинских и крымскотатарских националистов на границе Украины с Россией. По его словам, в Турции видят параллели между действиями террористов ИГИЛ и боевиков «Правого сектора» и считают, что объявленная крымскотатарскими националистами блокада Крыма «нарушает права человека».
- В Турции не заинтересованы в таких провокационных акциях, которые осложняют украинско-российские отношения и обеспокоены действиями боевиков радикальных исламских группировок и «Правого сектора» вблизи границы с Россией, - отметил Унвер Сель. - Турция не присоединилась к санкциям, которые международные организации ввели против России и Крыма. Многие бизнесмены в Турции готовы работать в Крыму.
Для того чтобы турецкие бизнесмены и инвесторы чувствовали себя на полуострове «свободно», по словам Селя, нужно решить два главных проблемных вопроса - таможенный и логистический. Напомним, что Турция в период так называемой «блокады» стала одним из основных торговых партнёров российского Крыма и одним из главных зарубежных поставщиков продовольственной продукции на полуостров.
Отвечая на вопросы журналистов, Унвер Сель признал, что затеянная Джемилевым, Чубаровым, Ислямовым и их подельниками «блокада» Крыма, закрывшая доступ на рынок полуострова сельхозпроизводителям Херсонщины, «открыла дорогу турецким бизнесменам».
Стоит отметить, что и украинские товары, несмотря на раскручиваемую украинскими медиа «блокаду», с крымских прилавков не исчезли. Доля Украины в торговом обороте за 9 месяцев текущего года составила около 60%, доля Турции - около 17%, а за время блокады границу с украинской стороны пересекли 70 грузовиков. Так что в соответствии с украинскими традициями «блокада» проницаема «для своих» и, разумеется, не бесплатно. В этом нетрудно убедиться, побывав на симферопольском «Привозе» и посмотрев на номера машин, с которых ведётся торговля.
Унвер Сель также отметил, что в Турции оценили меры по реабилитации репрессированных народов, в том числе крымских татар, принятые российскими властями.
- Мы видим, что Турция практически перестала лоббировать интересы Мустафы Джемилева, - отметил заместитель председателя Общественного совета крымскотатарского народа Энвер Кантемир-Умеров. - Акции по продуктовой энергетической и любой другой блокаде Крыма лишь демонстрируют провальную политику руководства Украины в попытках разжигания межнациональной розни как внутри Крыма, так и между братскими народами Украины и России. Крымскотатарский народ видит своё возрождение в дружной семье братских народов Российской Федерации и готов активно строить своё будущее в новом российском Крыму, государственное строительство которого только начинается. Факт, который уже нельзя скрыть: люди, которые продолжают себя позиционировать как крымские татары - Мустафа Джемилев, Рефат Чубаров, Ленур Ислямов и другие, сегодня представляют собой политических банкротов, которые своими действиями окончательно убедили своих соотечественников в том, что им глубоко безразличны интересы крымскотатарского народа.
Он также подчеркнул, что попытки упомянутых меджлисовцев заставить крымских татар создавать очаги межнационального напряжения обречены на провал и обличают Джемилева и его подельников как «врагов народа».
Председатель общественной организации «Къырым бирлиги» («Единство Крыма») Сейтумер Ниметуллаев отметил, что недовольство жителей Херсонщины, по карманам которых «блокада» ударила в первую очередь, зачастую незаслуженно обращается на проживающих там много лет представителей крымскотатарской диаспоры и в области растёт межнациональное напряжение.
- Поверьте мне, это делают всего лишь десятки людей, которые приехали из Киева во главе с меджлисом, который сотрудничает с «Правым сектором». Ещё раз обращаюсь к жителям Херсонской области, ко всем, кто нас слышит: местные крымские татары к этой блокаде - Каланчак, Чаплынка, Чонгар - никакого отношения не имеют! Люди хотят жить и работать! 47 лет мы жили в мире, дружбе, и никогда никаких разногласий не было, - обратился Ниметуллаев к жителям сопредельной державы во время пресс-конференции в мультимедийном пресс-центре МИА «Россия сегодня».
Напомним, что, как сообщила прокурор республики Наталья Поклонская, формальному главе незарегистрированного «меджлиса» Рефату Чубарову, которому летом прошлого года был закрыт въезд на территорию Российской Федерации сроком на 5 лет (следом за его предшественником Мустафой Джемилевым), разрешено прибыть на территорию российского Крыма.
В общении с Чубаровым заинтересованы следственные органы. Прокурор допустила, что после пересечения границы ему может быть предъявлено обвинение и по решению следователя он может быть взят под стражу.
Если над повестками украинской прокуратуры, присылаемыми то главе республики Сергею Аксёнову, то спикеру крымского парламента Владимиру Константинову, можно лишь посмеяться, то оторванные от своего крымского электората национальные «вожди» выглядят, мягко говоря, нелепо. Даже в глазах тех, кто ещё недавно верил их лозунгам.
О том, что незарегистрированный «меджлис», тесно сотрудничающий с запрещёнными в России экстремистскими и неонацистскими структурами, по результатам следствия может быть сам признан экстремистской организацией со всеми вытекающими из этого правовыми последствиями, уже сообщалось ранее. Ряд крымскотатарских общественников, в том числе лидеры «Къырым бирлиги», считают такое решение правильным. И хотя сторонников Мустафы Джемилева в Крыму ещё немало, антимеджлисовские выступления за прошедший месяц имели место, а вот публичных акций в поддержку Джемилева и его подельников не отмечалось.

Николай ФИЛИППОВ.