Хранители закона

Вся правда о судебных приставах

30 Октябрь 2015 375
Станислав Крысин.
Станислав Крысин.

1 ноября в России уже седьмой год подряд свой профессиональный праздник отмечают судебные приставы. На самом деле служба намного старше: институту приставов, созданному ещё при Александре II, на днях исполняется 150 лет. Сложно сказать, как относились к работе этой службы полтора века назад, но после украинского периода простые люди чаще всего давали определение: «люди, которые приходят забрать деньги». Именно с этим стереотипом активно борется Крымское управление ФССП России. О том, чем же всё-таки занимаются судебные приставы в российском Крыму, нашей газете рассказал главный судебный пристав Крыма Станислав КРЫСИН.

Народная мудрость гласит: лучше один раз увидеть, чем сто раз услышать. Ответом на первый вопрос - как изменялась деятельность приставов на протяжении 150 лет - стала книга: красивое издание, выпущенное в Крыму специально к юбилею службы, содержит не только официальные поздравления, но и понятные каждому факты, фотографии и исторические справки. Как пояснил глава крымского управления, в Российской Федерации принципы работы службы остались те же, что и полтора века назад.
- Само слово «пристав» значит приставленный к гражданину для того, чтобы его никто не обижал и он исполнял свои обязательства, - пояснил Станислав Крысин. - Судебным приставам РФ всего 18 лет, служба была воссоздана после распада СССР. Наша работа сейчас близка к первоначальной. Цели и задачи те же: ни один закон не будет работать, если его не будут выполнять.
А мы - система, которая движет государство по пути выполнения закона.

- После перехода Крыма в Россию какие изменения произошли в службе? Ведь при Украине был подобный институт.

- Да, но он отличался кардинально. ФССП России включает дознание - мы сами возбуждаем уголовные дела. В обязанности нашего управления ФССП, как и в других регионах России, входит и охрана судов, и обеспечение безопасности судебного процесса - при Украине такого не было. В отличие от Украины у нас есть и электронный документооборот. Я хочу освободить людей от лишней работы. К примеру, оштрафовали нарушителя ПДД, ему надо идти и платить штраф. Если не заплатил, пристав придёт домой, а его может не быть дома. И всё это идёт в оформление - представляете, сколько лишних бумаг? Электронная система позволяет нам в первую очередь списывать деньги в электронном формате. В Крыму это будут делать с 1 января.

- А как она работает сейчас?

- Мы можем пользоваться ею как базой данных и работать в режиме «вопрос-ответ», отправлять в банки запросы о наличии у должника счетов. Не надо, как раньше, бегать самим с бумагами - это трата времени и сил. За это время может измениться и финансовая ситуация. А сейчас это дело 15 минут. Пришёл ответ - сразу постановление и арест счетов, обеспечительная мера, принимаемая до тех пор, пока не принято решение по данному должнику. Мы снимаем деньги, только если есть судебное решение.

- Насколько сложно было службе перейти к деятельности в другом правовом поле?

- Нюансов было и есть много, мы до сих пор с ними сталкиваемся. После референдума в Крым был послан настоящий десант от центрального аппарата, который во главе с Юрием Сибилёвым настраивал работу системы. Было тяжело. Но могу сказать, что наши работники настолько патриотично настроены, что в некоторых моментах обогнали российских коллег по качеству и оперативности исполнения судебных решений.

- Об этом говорит то, что через полгода работы ваше управление вошло в шестёрку лучших служб по регионам России. Вы до сих пор в списке лидеров?

- Мы ждём годовых итогов. Думаю, окажемся среди субъектов, имеющих наиболее положительную динамику.
Я горжусь тем, что мои люди работают так качественно и добросовестно. Отличные результаты служба показала только благодаря желанию и стремлению сотрудников навести порядок в нашем российском Крыму. Я уже много раз это говорил, скажу и сейчас: многие крымчане поменяли только паспорт, а менять нужно мировоззрение.

- Но ведь есть и объективные трудности.

- Конечно. Сейчас в Москве на многое закрывают глаза, понимают, что полностью перейти за год в другое государство просто невозможно. Такие быстрые темпы стали реальностью только благодаря взаимодействию всех уровней власти - Совета министров, прокуратуры, МВД, судебного сообщества, юстиции. Представьте, к примеру, сколько судебных решений осталось от Украины - как их исполнять?
А вот благодаря совместной работе был принят закон о порядке исполнения таких решений - Федеральный закон №138-ФЗ «О применении положений Федерального закона «Об исполнительном производстве» на территории Республики Крым и города федерального значения Севастополя».

- В начале года вы обозначили три направления деятельности, требующих особого внимания: алименты, выплата зарплат и оживление экономики. Насколько успешно продвигается работа?

- Все выплаты стоят у нас во главе угла. Эту задачу перед нами ставит не только центральный аппарат, но и правительство России, Крыма. Бороться есть с чем: из 363 уголовных дел за этот год 354 - по алиментам. Но наша цель - не посадить, а быть рычагом понуждения для должников. Ведь доходит до такого: вызываем алиментщика, спрашиваем: «Почему не платишь?». «Денег нет». А у него при этом айфон последней модели. Мы его арестовываем и описываем. Если нашлись деньги на него, найдутся и на ребёнка. Если нет - купи себе дешёвый телефон и плати алименты.

- А оставшиеся дела - по зарплатам?

- Здесь вопрос очень тонкий. Долги образовались при Украине: предприятия выполнили заказ, а деньги не пришли. Кто виноват? Люди - нет. Поэтому к статье 315 о понуждении руководителей я лично отношусь очень сдержанно. По большому счёту я могу заблокировать счета предприятий и буду прав. Но если я это сделаю, то не будут поступать деньги от контрактов, предприятие не сможет заключать договоры уже в России.
А если работа предприятия остановится, то долг по заработной плате может только вырасти. Кому я сделаю хуже? Крымчанам и крымской экономике. А моя первоочередная задача - благополучие нашего населения. В других регионах с этим жёстко: не выплатили - арест счетов и дальше - как хотите. Мы объясняем это прокуратуре, и с нами в итоге соглашаются.

- То есть с долгами, образовавшимися при Украине, разбирается предприятие-правопреемник?

- Эти ситуации с Украиной уже не обсуждаются, она с нами общаться не хочет.

- И сколько осталось дел, не решённых из-за отсутствия диалога?

- С начала года у нас в производстве было около 118000 исполнительных производств. Сегодня в остатке около 48000, все проблемные. Что касается крымских руководителей, если они не будут исполнять обязательства по выплате зарплат, мы будем привлекать к ответственности. Раз человек стал руководителем, он отвечает за тех людей, которые у него работают. И это не только моя позиция.

- Появились ли у управления новые задачи?

- Мы работаем над популяризацией банка данных и вежливым обращением с гражданами. Я повторяю постоянно: не люди работают для приставов, а приставы - для людей. Если в государственное учреждение приходят за помощью, нужно её оказать. Даже если, например, пожилому человеку просто нужно телефон в Интернете найти. Многие проблемы, конечно, к нашей работе не относятся. Например, мы не можем выдать человеку паспорт, хотя у нас были такие обращения. Мы их доводим до сведения ФМС и Петра Яроша. Своим заместителям я говорю: мы принимаем людей и всё им разъясняем. Наша работа приносит результаты: зампред Совмина Лариса Опанасюк докладывала на одном из заседаний, что количество обращений на «горячие линии» по линии ФССП уменьшилось в 5 раз. А омбудсмен Людмила Лубина отметила, что за полгода по нашим вопросам пришёл только 1 человек. Мы публикуемся в газетах, проводим выставки, выезжаем в школы и рассказываем, что мы «не кусаемся». От этого тоже есть результаты: если в прошлом году статистика говорила, что 70% обращений приходило в Главное управление ФССП, а 30% обращались в территориальные органы, то сейчас эти цифры сравнялись. То есть менталитет «пойду сразу к начальству» начинает меняться. А количество алиментщиков сократилось на 40%. Люди начали верить в то, что законы в Крыму работают.

- Вы упомянули о популяризации банка данных. Что это?

- В век технологий у нас есть своё приложение для гаджетов, где собрана информация обо всех неуплатах. Доступ открыт, можно проверить, есть ли вы в должниках. Там же указан телефон, по которому можно узнать подробности. Мы начали рассказывать об этой системе посредством разных акций. Например, в загсе провели акцию «Выйди замуж без долгов». Пришли молодые люди писать заявление, а мы предложили провериться на долги. Четырём парам выдали шуточные положительные сертификаты, а в одной паре жених оказался в списке должников: невеста увела его разбираться. Наши сотрудники выходят в город и предлагают всем людям узнать о своих долгах. Эту работу нужно проводить: среди множества забот и проблем порой забываешь о таких вещах.
А мы, тратя время на подобные акции, на самом деле облегчаем себе работу, ведь потом нам не придётся работать с жалобами и обращениями.

- А другие нестандартные мероприятия у вас есть? Кроме работы священников с должниками.

- Замечательная практика, кстати. Я вам больше скажу: решением патриарха Кирилла за службой ФССП «закреплён» святой Феодор Стратилат. Это наш ангел-хранитель. В наш общественный совет входит протоиерей отец Димитрий, настоятель Алуштинского православного храма всех крымских святых и Феодора Стратилата. Нами также подписано соглашение с владыкой Лазарем и муфтием Крыма о взаимном сотрудничестве. Ведь к людям нужно подходить не только с законом, но и со словом, и это приносит плоды. Кроме этого, мы взяли шефство над Строгоновским детским домом, приезжаем к ним на все праздники. Также вместе с еврейским обществом будем восстанавливать в Симферопольском районе колодец, в который во время войны было сброшено почти 60 человек, в основном евреев. Чтобы заявить о себе, мы проводим открытые присяги. Активно участвуем в специальных конкурсах на российском уровне. Например, наша крымчанка Камелия Педан в этом году заняла первое место в конкурсе «Хрустальные звёздочки» среди детей сотрудников силовых структур. Ещё участвуем в Вахте памяти - поисковых операциях по всей России. Один из поисковых отрядов нашёл среди погибших останки крымского татарина. Мы доставили их и торжественно перезахоронили в Белогорском районе.

- Весь этот комплекс мероприятий работает на достижение своей цели? Люди начинают понимать, что судебные приставы не кусаются и все вопросы можно решить диалогом?

- Да, люди начинают видеть в нас помощников, относиться с пониманием, хотя выезды по адресу - это всегда ситуация на грани конфликта. Но, во-первых, мы возвращаем положенное. Во-вторых, оживляем экономику. На сегодня задолженность по судебным искам - 7 миллиардов рублей. 40% этой суммы мы уже вернули людям. Значит, они могут заплатить за свет, за газ, пойти и купить что-то. Также из этой суммы 7% налогов идёт в бюджет - а это опять свет, дороги и так далее. Мы вносим свою лепту, и она немаленькая.

- У вас работает много молодых специалистов. Как вы привлекаете сотрудников к такой нелёгкой и ответственной работе?

- Точно не зарплатой: средняя зарплата судебного пристава по Крыму - 22000 рублей без учёта налогов. С налогами получается около 18000.
Я думаю, что сегодняшней зарплаты недостаточно, неплохо было бы поднять её рядовым сотрудникам. Особых льгот у нас тоже нет, кроме текущих в виде оплаты отпусков и профсоюзных путёвок. Но люди к нам идут, потому что понимают: это хорошая площадка для начала жизненного пути. Из наших рядов с большой охотой забирают в охранные структуры, банки и госучреждения, потому что мы воспитываем в сотрудниках культуру и дисциплинированность.

- Как у ваших сотрудников получается любить работу, которая постоянно толкает в конфликтные ситуации? Ведь это психологически тяжело - изо дня в день наблюдать человеческие драмы и быть соучастником.

- Кто этим будет заниматься, если не мы? Любая работа нужна и почётна, если её делаешь хорошо. Можно всем пойти в бизнесмены, но кому-то двигать экономику нужно и с нашего места. Надо работать и добиваться успехов своим трудом. И я сам прошёл такую школу, система дала мне возможность встать на ноги и стать тем, кто я есть. Об этом постоянно говорю своим сотрудникам.

- Какие задачи ставите перед собой на следующий год?

- Они остаются те же: максимально не допускать нарушений закона. Мы делаем всё для того, чтобы люди учились принимать и исполнять решения суда. Правильные или нет - мы не имеем права судить. Хотелось бы, чтобы не было ни алиментщиков, ни других должников, особенно по зарплатам. Если ты взялся руководить предприятием и поднимать экономику, то будь добр, заботься о своих людях. А экономика - это и есть люди.

- Возможно, хороший пример начальника и является залогом успешной работы подчинённых. Успехов и процветания вам и службе судебных приставов!

Беседовала

Наталия НАЗАРУК.