Крымскотатарский богатырь

Исполнилось 95 лет со дня рождения дважды Героя Советского Союза Амет-Хана Султана

26 Октябрь 2015 512
Друзья детства Мемет Аметов (слева) и Амет-Хан Султан. Снимок ранее не публиковался./Фото из семейного архива Фатмы СЕИТМЕМЕТОВОЙ.
Друзья детства Мемет Аметов (слева) и Амет-Хан Султан. Снимок ранее не публиковался./Фото из семейного архива Фатмы СЕИТМЕМЕТОВОЙ.

Две «Золотые Звезды», три ордена Ленина, пять - Красного Знамени, а ещё ордена Александра Невского, Оте­чественной войны, Красной Звезды, «Знак Почёта», множество медалей - парадный мундир лётчика Амет-Хана Султана, героя Великой Отечественной, испытателя новой техники, был тяжёлым от наград. Но надевал его наш земляк редко - не любил кичиться заслугами, хотя их у него хватало и на фронте, и в мирное время.

152 боя

В 22 года стал почётным гражданином Ярославля и получил свой первый орден Ленина 31 мая 1942 года, после боевого вылета. Тогда он встретил немецкий бомбардировщик «Юнкерс», летевший уничтожать город. Мысли о том, чтобы скрыться, пропустить врага, у лётчика не было, но и стрелять по фашисту не из чего: в предыдущих атаках израсходован весь боезапас. Амет-Хан решил таранить. При ударе самолёт Амет-Хана застрял в загоревшемся «Юнкерсе».
К счастью, лётчик смог выпрыгнуть с парашютом. Выпрыгнувших с парашютами фашистов взяли в плен. За спасение города кроме почётного звания и ордена крымчанину вручили часы с надписью «Лейтенанту Красной Армии
т. Амет-Хану Султану, геройски сбившему немецко-фашистский самолёт. От Ярославского городского комитета обороны». Потом были бои за Сталинград, освобождение Ростова-на-Дону, Таганрога, Мелитополя, родного Крыма. Уже Герой Советского Союза (звание получено в 1943-м) командир 3-й эскадрильи 9-го Одесского Краснознамённого Гвардейского истребительного авиаполка 8-й воздушной армии осуществил давнюю мечту: после боя над Северной бухтой Севастополя, сбив вражеский истребитель, пролетел над родной Алупкой, где остались родители Султан и Насиба. Они, конечно, не знали, что сын уже воюет за Крым, но очень гордились, что «крымскотатарский богатырь доблестно и храбро защищает Родину от немецких варваров». Строки они прочли 24 сентября 1943-го в «Красном Крыму», так в войну называлась «Крымская правда», где рассказывалось о боевых подвигах Амет-Хана, о присвоении ему звания Героя Советского Союза. Газета наша тогда выходила в эвакуации на Кавказе, и номера самолётами доставляли на оккупированный фашистами полуостров. Конечно, не доставить номер о герое-земляке крымчанам не могли. «Она ходила в городе по рукам, - рассказал Султан (воспоминания отца лётчика приводит журналист Бута Бутаев, хорошо знавший героя. - Ред.). - Разбрасывали её, как листовки на базаре. Мне её знакомый сапожник принёс. Говорит, смотри, о твоём сыне пишут. Решил сохранить. Пусть, думаю, Амет увидит после войны». Они встретились 17 мая 1944-го, когда после освобождения Крыма Амет с друзьями приехал на побывку. А потом смог добиться, чтобы его родных не депортировали (мама Насиба - крымская татарка, отец Султан - лакец из Дагестана), а командарм сына Тимофей Хрюкин предложил отправить их на свою малую родину - в станицу Привольную Краснодарского края.
Свой последний из 152 воздушных боёв гвардии майор Амет-Хан Султан провёл 29 апреля 1945 года над немецким аэродромом Темпельхоф, через два месяца стал дважды Героем Советского Союза за 33 лично и 19 в группе сбитых фашистских самолётов.
После войны благодаря помощи друзей - Владимира Лавриненкова, Александра Покрышкина и Тимофея Хрюкина - крымский татарин (он сам так писал в анкетах в графе «национальность» вопреки рекомендациям забыть об этом) Амет-Хан стал лётчиком-испытателем Лётно-исследовательского института в подмосковном Жуковском. Был одним из первых превысивших скорость звука на новых истребителях. Вместе с лётчиком-испытателем Игорем Шелестом в 1949 году провёл первую в стране дозаправку в воздухе. В начале пятидесятых за испытание самолёта-снаряда «Комета-3» получил Сталинскую премию (позже она стала именоваться Государственной премией СССР). В ноябре 1958 года, во время испытаний катапультного кресла парашютистом Валерием Головиным, произошёл взрыв стреляющего механизма катапульты, был пробит топливный бак, обе кабины залило горючим, возникла угроза пожара. Головин не мог покинуть самолёт из-за деформации катапультного кресла, катапультироваться один Амет-Хан не стал - сумел посадить самолёт. Заслуженный лётчик-испытатель СССР Амет-Хан Султан освоил около ста типов самолётов, его налёт составил более четырёх тысяч часов. И погиб в небе - при испытании на летающей лаборатории «Ту-16» турбореактивного двигателя - 1 февраля 1971 года вместе со вторым пилотом Евгением Бенедиктовым, штурманом Вильяном Михайловским, инженером Радием Ленским и бортрадистом Алексеем Воробьёвым. Что произошло, до сих пор окончательно не выяснено: по одной из версий, не были убраны закрылки.

История одной фотографии

Пятнадцать лет назад Амет-Хан Султан посмертно удостоен звания «Почётный крымчанин», а ещё он - почётный гражданин Алупки. В этой деревеньке (статус города она получила в 1938-м) он родился 25 октября 1920 года. Теперь в Алупке есть его музей, школа, улица носят имя лётчика, как и в Каспийске, Махачкале (Дагестан), селе Межводном Черноморского района, Волгограде (Сталинграде), Жуковском (Подмосковье), Севастополе. Есть улица и площадь имени Амет-Хана Султана и в Симферополе.
А ещё память о лётчике хранят в Симферополе, в техникуме железнодорожного транспорта и промышленности.
- Амет-Хан Султан, знаменитый лётчик, дважды Герой Советского Союза, совершивший 603 боевых вылета, сбивший в общей сложности 52 самолёта противника, в мирное время - лётчик-испытатель, освоивший 107 типов различных самолётов, один из выпускников нашего техникума железнодорожного транспорта и промышленности, тогда называвшегося «фабрично-заводское училище», - рассказывает Галина Зубко, руководитель музея техникума. - Он, выпускник 1936 года, поступил к нам после окончания семилетки в Алупке. В нашем техникуме всегда по-особенному относились к памяти об этом гениальном лётчике. Мы и поныне очень живо интересуемся его жизнью и продолжаем собирать информацию об Амет-Хане Султане для музея техникума, в котором ему посвящены несколько экспозиций. Последним нашим ценным экспонатом стала фотография, которая прежде не была опубликована и хранилась в семейном архиве. Её нам любезно предоставила наша коллега - Фатма Небиевна Сеитмеметова. Как оказалось, её дедушка Мемет Аметов - друг, одноклассник (сидели за одной партой) и односельчанин Амет-Хана Султана.
- Дедушка вспоминал, что Амет-Хан Султан был очень активным и даже непослушным ребёнком, - говорит Фатма Сеитмеметова. - Когда учителя ругали его за очередную шалость, он всегда грозился, что сядет в самолёт и будет летать над школой. Слова эти оказались пророческими, так как после окончания лётной школы Амет-Хан Султан часто прилетал в родную Алупку. Дедушка и Амет оба окончили алупкинскую школу №1, но с началом Великой Отечественной войны пути их немного разошлись.
В 1942 году дедушка был серьёзно ранен и попал в госпиталь в Баку, где Амет-Хан Султан его неоднократно навещал. Фотография эта была сделана в Алупке в 1965 году, где двое друзей много раз встречались и гуляли по родным окрестностям. Поступив на работу в наш техникум, я была приятно удивлена, что мои новые коллеги очень интересуются судьбой Амет-Хана Султана, чтят его память, и, конечно же, с радостью поделилась информацией и воспоминаниями, которые о нём хранит моя семья.
И хотя Амет-Хан поступил в училище железнодорожного транспорта, он не оставил детскую мечту «сесть на самолёт». Пока не начались занятия, отправился в симферопольский аэроклуб в аэропорту «Заводское». Но щуплого невысокого паренька там встретили словами: «С твоим росточком утонешь в кабине». К счастью, мимо проходил инструктор лётного обучения Пётр Большаков. Он поверил в мальчишку - и вечерами после занятий в училище Амет-Хан спешил в аэроклуб «становиться на крыло». Теперь аэроклуб возрождён, он носит имя Амет-Хана Султана, а фотография лётчика - в местном музее.
После окончания фабрично-заводского училища Амет-Хан два года проработал слесарем в железнодорожном депо Симферополя, а потом его как одного из лучших выпускников аэроклуба в феврале 1939 года зачислили в Качинскую школу военных лётчиков. «Держался уверенно, действовал смело и решительно», - запишут в характеристике выпускника школы Амет-Хана Султана в 1940 году. И от этих слов крымский дважды Герой Советского Союза уже не отступит ни на фронте, ни в мирной жизни.

Наталья ПУПКОВА.