Никита Михалков: Русский человек ничего не делает без любви

24 Октябрь 2015 514

Это не декларация, а суть жизни и творчества выдающегося кинорежиссёра, актёра, сценариста и продюсера, 70-летие которого стало событием в культурной жизни страны.

- Любовь - это всё, - считает кумир многих поколений. - Основа всего, а не только отношений мужчины и женщины. Любовь - это состояние души. И я точно знаю, что не существует русского искусства без любви.
Он нашёл свою формулу счастья: «Это в семь часов утра хотеть и мочь прыгнуть с обрыва в речку. Хотеть - значит, нет войны и забот. Мочь - значит, нет болезней. Всё просто».
У него свои взаимоотношения со Всевышним: «Мы, к сожалению, чаще обращаемся к Богу, чтобы спросить, за что мне так плохо. И никогда его не спрашиваем, за что мне так хорошо. Вообще правильный вопрос о ниспосланных нам испытаниях - не «за что?», а «зачем, Господи?».
Он считает лучшей актёрской школой в мире - русскую. Режиссуру - мировоззрением.
А самым главным в кино и театре - актёра, «обладающего такой степенью техники и знания своего тела и нутра, чтобы он знал, на что опереться, когда ему нужно сыграть что-то экстраординарное - слёзы, смех, истерику». Заботясь о такой опоре для актёров, Михалков создал Академию кинематографического и театрального искусства для уже получивших высшее кино- или театральное образование.
- Для моих студентов это и профессиональная база, и возможность социального «лифта», - подчёркивает Михалков-педагог. - Для меня мастер-классы с молодыми интересны тем, что тебе задают вопросы, которые ты сам себе, может, и не задавал бы. Уже или ещё.
И ты вынужден формулировать. И находится очень много интересных поворотов, о которых раньше не думал. А это возможность самому двигаться дальше.
Себя он считает режиссёром, а актёром - «играющим вынужденно»: «В «Механическом пианино» был утверждён Женя Стеблов, но он сломал руку, когда костюмы уже были готовы и искать нового исполнителя некогда, а у нас с ним одинаковый рост. В «Рабе любви» я сыграл трактирщика вместо не приехавшего на съёмки актёра. В «Утомлённых солнцем», уверен, лучше сыграл бы Гостюхин, но там была тема, к которой никто не смог бы приблизиться максимально: отношения с дочерью. Мы с Надей не играли, а просто жили в кадре, поэтому и появились слова «я тебя обожаю», которых не было в тексте сценария.
Подарок Никиты Сергеевича к своему юбилею стал подарком и его друзьям, поклонникам: книга «Территория моей любви» - достойный пример яркой автобиографической прозы. Это «сценарий жизни», в котором сплетены воедино частная жизнь и творчество. Мало кто знает, что в родословной режиссёра есть не только знаменитые художники, но и сподвижники Дмитрия Донского и Ермака, бояре Ивана Грозного. Увлекательно написаны воспоминания о матери, отце - авторе гимна СССР и новой России, откровенно рассказано о взаимоотношениях со старшим братом, известным кинорежиссёром Андреем Михалковым-Кончаловским, о детях - Степане, который родился в браке с актрисой Анастасией Вертинской, Ане, Наде и Артёме. Автор показывает доселе скрытые грани своей судьбы, в которой было увлечение и драматический разрыв с Анастасией Вертинской, встреча с любовью на всю жизнь - модельером Татьяной, подарившей ему троих талантливых детей. О службе в армии на Тихом океане и Камчатке. Подробнее всего, конечно, о ролях и режиссёрских работах, о том, что помогло достичь мастерства. Глубина мысли соседствует на страницах книги с почти авантюрной интригой и неподражаемым михалковским юмором.
Книга вышла в издательстве «Эксмо» совсем недавно, а читатели уже интересуются: будет ли продолжение?
- Задумка продолжить есть, но, наверное, это будет самостоятельная книга - объединяющая воспоминания, встречи, мастер-классы и дневники, - отвечает именитый автор. - Может получиться довольно лихая история, потому что я вёл дневник на флоте, прятал его из-за того, что уж больно там всё - как есть. Использую и записные книжки - это весьма любопытная внутренняя лаборатория.
Особые отношения сложились в последние два года у Никиты Сергеевича с Крымом. Горячо поддержав возвращение республики в лоно матушки России, он подставил крымчанам своё надёжное плечо. А их истинным искренним другом он был всегда. Многие помнят встречи с легендарным режиссёром во время его работы над  документальным телесериалом «Русские без России» - о судьбах эмигрантов первой волны.
- Мне важно было понять, что надломилось в народе, заставило его расколоться, а потом взрывать свои храмы и закапывать живьём священников, - признался тогда режиссёр. - То, что выпало на долю России, не имеет аналога в мире. Были долгие, жестокие войны, но такого самоистребления нации человечество не знало. Нам надо понять, что мы наделали с собой и как из этого выходить.
В прошлом году крымчане первыми в России увидели новую ленту режиссёра «Солнечный удар». В Симферополе была её вторая презентация сразу после первого представления в столице Сербии Белграде.
- В этой картине - тот самый Русский мир, о котором много спорят. Для меня это не территория языка и культуры, а особое самоощущение. Русский человек не может ничего делать без любви. Этого нет в психологии ни одного европейского человека. Русскому кроме денег или благ нужно ещё что-то, чего нельзя потрогать руками. Заплакать от счастья потому, что увидел красивый закат или услышал весеннего соловья - то, что невозможно объяснить словами. Это всё разлито в русской литературе. У Шмелёва в «Лете Господнем», у Бунина в «Солнечном ударе». Рассказанная Буниным история - самый что ни на есть русский дух. И я попытался это показать.
Недавно на ялтинской земле, в кинематографической Мекке, произошло долгожданное событие - возрождение кинофестиваля, давненько канувшего в Лету из-за неблагоприятных условий, среди которых и уничтожение знаменитой на весь мир киностудии. Благодаря инициативе Никиты Михалкова, деятельно поддержанной руководством республики и Министерством культуры, мы снова ежегодно будем встречаться с выдающимися мастерами экрана и их произведениями на «Евразийском мосту» - такое название носит новый кинофестиваль.
Как пояснил Никита Сергеевич, статус «евразийский» выбран на фоне «душевного, сердечного и физического затухания» Европы, которая не выдерживает вызовов времени.
- Уверен, что после отмены глупых санкций, когда Крым совершенно естественным путём для мира станет, как и был всегда, русской землёй, сюда устремятся кинематографисты, не имеющие выхода на другие экраны, кроме своих - из Китая, Индии, Кореи, - отметил режиссёр. - А возрождение Ялтинской киностудии даст новый мощный импульс развитию отечественного кинематографа. При правильной организации процесса на обновлённой студии можно будет снимать до 70 картин в год.  А это рабочие места, колоссальная инфраструктура, приезд огромного количества актёров и других людей, которые делают кино, это их встречи со зрителями. Крым заслужил кинофестиваль, который возродит былую славу Ялты как южной столицы российского кинематографа. С возрождением киностудии, музея Ханжонкова и фестиваля «Евразийский мост» Ялта станет мощным кинематографическим организмом. Моя поддержка этому процессу обеспечена на сто процентов и навсегда. Сегодня мы сделали первый уверенный шаг - открыли фестиваль, который поддерживают и президент России, и власти республики. Уверен: через какое-то время не мы будем зазывать на фестиваль, а создатели фильмов сами будут проситься поучаствовать в нём. Идея «Евразийского моста» очень перспективная и серьёзная.
При множестве разных важных дел на первом месте у Михалкова, конечно же, кино.
- Моя группа готова к съёмкам фильма «Грибоедов», - поделился режиссёр планами. - Это действительно потрясающая и очень актуальная история: битва за Шёлковый путь, отношения с Тегераном, англичанами, политическая интрига. Мы нашли документы, из которых явствует, что гибель Грибоедова - не дело рук восставшей мусульманской черни, а хладнокровное политическое убийство, совершённое англичанами, которым Грибоедов мешал в завоевании влияния. К сожалению, о сроках осуществления задуманного пока говорить не приходится: когда появятся деньги на 20 серий костюмной картины с экспедициями в Иран, Лондон и Петербург - это большой вопрос.
Во время одной из наших встреч на вопрос, что помогает избавляться от несправедливых упрёков и ядовитых обвинений, Никита Сергеевич ответил коротко и исчерпывающе:
- Силы мне даёт вера в Бога и ощущение, что рядом есть друзья.

Досье

Народный артист РСФСР, полный кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством», председатель Союза кинематографистов России, председатель правления Российского фонда культуры Никита Сергеевич Михалков родился 21 октября 1945 года в Москве в семье писателей Сергея Михалкова и Натальи Кончаловской, дочери художника Петра Кончаловского, внучки художника Василия Сурикова. Обладатель «Золотого льва» Венецианского кинофестиваля.  Лауреат премии «Оскар» и Гран-при Каннского кинофестиваля, обладатель «Специального льва» Венецианского кинофестиваля  за вклад в киноискусство. В кино снимается с 14 лет. Самые известные роли - в картине «Сибириада» старшего брата Андрея Михалкова-Кончаловского и в собственных фильмах «Вокзал для двоих», «Жестокий романс». Свой первый фильм «Свой среди чужих, чужой среди своих» снял в 28 лет. Создал продюсерское объединение «ТриТэ» (Творчество, Товарищество, Труд), первым фильмом которого стала картина «Урга - территория любви», которая была номинирована на премию «Ника» в пяти категориях и на премию «Оскар». Фильм «Утомлённые солнцем» получил множество наград, включая Гран-при Каннского кинофестиваля и «Оскар».

Людмила ОБУХОВСКАЯ.