Нужна ли России смертная казнь в борьбе с терроризмом?

23 Октябрь 2015 401
1944 год. Николаев. Казнь пособников фашистов. Так должно быть и впредь.
1944 год. Николаев. Казнь пособников фашистов. Так должно быть и впредь.

На днях глава Чеченской Республики Рамзан Кадыров заявил, что в России следует отменить мораторий на смертную казнь. В частности он сказал: «Чем быстрее террористы уйдут из этой жизни, тем быстрее у нас будет порядок. Пророк сказал, что где они появятся, там будет кровь, их надо уничтожать... Я - искренне верующий мусульманин, я говорю то, что говорят наши духовные лидеры, что они нам проповедуют из Корана». При этом он подчеркнул, что в этом вопросе не стоит учитывать мнение иностранных государств, пишет «Politrussia.com».

Давайте разберёмся, актуально ли такое предложение, и сформулируем плюсы и минусы такой меры уголовного наказания, как смертная казнь. Минуса у смертной казни можно найти всего два (!), и то они разбиваются об опровержения.
1. Возможность ошибочной казни невиновного.
Истории известны случаи судебных ошибок, повлёкших казнь невиновных людей. Однако этот минус упирается в другой факт: намного больше жертв погибло от рук убийц, террористов и насильников, выпущенных из тюрем, чем от судебной ошибки. При моратории на смертную казнь жестокий убийца отсидит 20 лет, выйдет на свободу ещё более обозлённым и продолжит своё чёрное дело. Особенно это касается опасных рецидивистов: их уже ничем не исправишь. Это их образ жизни. Смертная казнь уберегла бы от гибели его будущих жертв.
2. Деформация психики у исполнителей судебного приговора.
Убийство - огромный стресс для любого человека. Естественно, что когда это становится работой, это не может остаться бесследным для психики и нервной системы. Очень часто противники смертной казни приводят этот аргумент в дискуссиях. Однако, жалея психику исполнителей казни, они не думают о последствиях освобождения убийц и террористов. Да и практика показывает, что исполнители приговоров особо не жалуются на проблемы с психикой и нервы.
Теперь о плюсах. Хотелось бы их рассмотреть в разных аспектах.
1. Религиозный аспект.
Христиане любят вспоминать всепрощение Христа. Однако если разобраться, то Господь был отнюдь не милосерден к убийцам. Христа казнили по закону Рима и Израиля. Эти государства ожидала страшная кара: гибель их обоих. Изгнание одного народа, смерть другого. Если бы Бог миловал преступников, он миловал бы их, даруя жизнь.
А вообще, чтобы лучше понять отношение религии к смертной казни, лучше всего обратиться к Библии. Особая мера наказания - смертная казнь - признавалась в Ветхом Завете. Указаний на необходимость её отмены нет ни в Священном Писании Нового Завета, ни в Предании и историческом наследии Православной церкви.
2. Демократический аспект.
По результатам опросов большинство россиян считают, что террористы и жестокие убийцы заслуживают казни. Это 60% населения страны. Если демократия - это власть народа, проведите референдум и примите решение по результатам всенародного волеизъявления. Такие важные вопросы должны решаться только всем народом. Можно взять в пример Белоруссию: в середине 1990-х там проводился референдум о сохранении крайней меры наказания. Большинство белорусов высказались за, и сегодня братская республика - единственная в Европе страна, где применяется смертная казнь. И плевать на мнение западных партнёров: народ так решил!
3. Аспект справедливости.
Воздаяние мерой за меру. Смертная казнь террориста или убийцы была бы справедливым воздаянием за убитых. Конечно, можно было бы провести опрос всех и каждого: в случае своего возможного убийства помилуешь ты своего убийцу или предашь казни? Никто же не скажет, что исполнение желания невинно убитых жертв может быть несправедливым?
4. Аспект тяжести наказания.
Очень многие противники смертной казни апеллируют к тому, что пожизненное заключение - гораздо более жестокое наказание для преступников, чем смертная казнь. Но пожизненно заключённый дышит, мечтает, видит, вспоминает, греет душу прошлым, ест, пьёт! Пусть и в ограниченном пространстве. А потом у него есть возможность смягчить своё наказание примерным поведением и вовсе выйти на свободу. А потом, не дай Бог, - война, революция, хаос, и он бежит из тюрьмы и начнёт «новую жизнь».
5. Экономический аспект.
Содержание пожизненно заключённых оплачивается из кошельков граждан. Родители изнасилованного и истерзанного до смерти ребёнка косвенно платят налоги на содержание его убийцы в тюрьме. И чем дольше он сидит - тем дольше платят. Лучше бы бюджетные средства перераспределили на развитие медицины и социальной сферы. Что гуманнее: спасти несколько больных или содержать террориста и убийцу в тюрьме?
6. Профилактический аспект.
Понимание убийцей того, что за свои деяния он точно ответит собственной жизнью, способно остановить. А так: «Ну сяду, в тюрьме тоже живут. Ну выйду, может быть».
7. Аспект защиты цивилизации.
Гуманность наказаний ведёт к бесстрашию, ощущению, что можно творить всё, что вздумается. Вместо адекватных мер по борьбе с террористами королева Елизавета после теракта в лондонском метро выступила с заявлением, что это «не заставит отказаться от наших ценностей». Под «ценностями» она подразумевает открытость границ для всех и впредь.
Палестинские террористы захватили храм Рождества Христова, взяв монахов в заложники. Много дней шли переговоры, тема кощунства не поднималась, ни один из террористов не пострадал - отпустили и даже приютили в Европе.
Только жестоко пресекая попытки террористов нарушить общественный порядок, можно говорить о реальной борьбе с терроризмом. Сажать в удобные «тюрьмы» с выходом в Интернет (вспомним Брейвика) - подобные наказания напоминают детский сад: посиди сам в комнате и подумай над своим поведением. Хотя детям в отличие от террористов не позволяют пользоваться компьютером.
8. Аспект высших ценностей.
Помилование террориста, серийного детоубийцы и насильника - это показатель, что его жизнь - высшая ценность. Она выше справедливости. Казнь такого негодяя - показатель, что высшей ценностью является справедливость.
В заключение хотел бы сказать, что я соглашаюсь с мнением Рамзана Кадырова о необходимости снять мораторий на смертную казнь. Также президент Чечни прав в том, что не стоит смотреть на реакцию иностранных государств. Действительно, зачем слушать про «обеспокоенность» мирового сообщества во главе с Америкой, если в США эта мера наказания применяется чаще, чем в любой другой стране западного полушария? Зачем принимать во внимание мнение Запада, если на смертную казнь в Саудовской Аравии они закрывают глаза? А ведь в королевстве можно запросто лишиться жизни за вероотступничество или создание оппозиционных властям объединений.
Такая ситуация сложилась потому, что вопрос смертной казни, подобно вопросам однополых браков, сегодня является инструментом давления на неугодные режимы. Ежегодно Европарламент «осуждает смертную казнь в Белоруссии, Китае, Сирии, Иране», однако в упор не замечает смертных казней в США и Саудовской Аравии. Это говорит о многом. Учитывая всё вышесказанное, можно выразить надежду, что вопрос о моратории на смертную казнь в будущем будет пересмотрен властями. В наше время постоянной угрозы терроризма необходимо искать более жёсткие методы борьбы с теми, кто может нарушить мир в нашем доме и украсть у нас мирное небо.

Кирилл ОЗИМКО.