Огранка бриллианта:

Гурзуф должен стать городом фестивалей

22 Октябрь 2015 412
Сегодня городу не хватает событийного туризма.
Сегодня городу не хватает событийного туризма.

Мало на планете мест, которые могли бы сравниться с южнобережным крымским курортом Гурзуф по красоте природного ландшафта с величественной панорамой гор и моря, уютными бухтами, причудливыми скалами в воде и комфортным климатом в течение всего года.

С Гурзуфом связано огромное количество произведений искусства, созданных величайшими, известными и любимыми во всём мире поэтами и писателями, композиторами и музыкантами, художниками и скульпторами, архитекторами, которые не смогли остаться равнодушными к красоте этой жемчужины Южного берега.
А первое упоминание о Гурзуфе как о крепости Горзувиты относится ко временам Византии - к 555 году нашей эры. То есть история Горзувитов - Юрзуфа - Гурзуфа насчитывает уже почти 1500 лет!
Некоторые исследователи называют Гурзуфскую долину, обращённую одновременно к Чёрному морю и к солнцу, окружённую горной грядой в форме гигантской подковы, - родиной европейского театра и литературы. Ведь именно в этих местах разворачивается действие первой античной трагедии Еврипида «Ифигения из Тавриды» (414 год до н. э.). «Блуждающим» в море скалам Сцилле и Харибде, ныне известным как Адалары, посвящена и одна из глав бессмертного произведения Гомера «Одиссея», открывающего историю европейской литературы.
Но если бы даже только величайший русский поэт А. С. Пушкин, побывавший здесь в 21 год и позднее написавший, что «Юрзуф - это колыбель моего Онегина… В Юрзуфе… я провёл три счастливейшие недели в моей жизни!», оставил этот след в культурной истории Гурзуфа, это было бы уже весомым основанием сделать его фестивально-поэтическим центром!
С Гурзуфом связано и ещё одно интересное историческое событие: в 1472 г. его посетил знаменитый путешественник - тверской купец Афанасий Никитин, возвращаясь из длительного странствия в Индию. Он пробыл здесь пять дней, пережидая бурю на море, а свой трудный и опасный, но увлекательный путь описал в «Хождении за три моря».
Сейчас одна из местных улиц названа его именем и было бы логично, если бы в Гурзуфе, на улице Афанасия Никитина или во вновь построенном Гурзуфском фестивальном городке, открылись представительства Российского исторического и Русского географического обществ как символ преемственности великой истории России. Возможно, это предложение заинтересует президента Русского географического общества Сергея Кужугетовича Шойгу и председателя Российского исторического общества Сергея Нарышкина.
Гораздо скромнее след в культурной жизни Гурзуфа оставили годы его пребывания в составе Украины, особенно в период её «независимости». Посёлок, несмотря на свой курортный статус и чудом сохранившуюся во времена всеобщего дерибана природную красоту, начал приходить в откровенный упадок. Хаотичная застройка, безжалостная вырубка зелёных насаждений, в том числе и реликтовых, уничтожение заповедных заказников, возведение заборов вокруг достопримечательностей и памятников истории и архитектуры нанесли тяжёлый удар по имиджу и популярности этого благословенного места.
Фактически закрытым для свободного доступа стал Дом-музей Пушкина, непонятным образом оказавшийся на территории частного пансионата. Мало кого привлекает скудностью экспозиции дача А. П. Чехова, которая, по сути, продаёт билеты не на осмотр достопримечательности, а на посещение небольшой бухты-пляжа имени писателя. Идёт откровенно циничная распродажа и застройка каждого клочка гурзуфской земли, в первую очередь парков и заповедников многоэтажными бетонными «уродами», не гармонирующими с окружающей природой и смотрящимися инородными в этом уютном старинном городке.
Грустно осознавать, что гурзувитами забыты и не чтутся имена людей, много сделавших для Гурзуфа, для создания его неповторимого архитектурного облика, для развития его как города-курорта, жемчужины крымского побережья, как города виноделия, города фестивалей и праздников. Ничтожно мало внимания уделяется патриотическому воспитанию подрастающего поколения, дети практически ничего не знают об интереснейшей, полной драматических событий истории родного Гурзуфа.
И безразличие общества ко всем этим вопросам пытается преодолеть только горстка энтузиастов, инициативу которых о возрождении былой славы Гурзуфа как центра культуры и искусств поддержал глава муниципального образования городской округ Ялта Валерий Косарев.
«Гурзуф мог бы стать летней культурной столицей Российской Федерации, - выражает уверенность он и уточняет: - Здесь буквально напрашивается создание художественного музея, музея истории Гурзуфа, дома творчества, летнего эстрадного комплекса, фестивального дворца искусств.
И всё это может быть объединено в парковый ансамбль».
Каким быть будущему этого курорта, каковы перспективы его превращения в место паломничества ценителей прекрасного, какой импульс развитию Гурзуфа должно придать возвращение Крыма в состав Российской Федерации? - всё это не праздные вопросы, а попытка создать предпосылки, чтобы лучшее вернулось в Гурзуф и нам всем не было мучительно стыдно перед следующими поколениями.
Общественная организация «Гурзуфское открытое собрание» выступает с инициативой проведения в Гурзуфе представительной конференции и «круглого стола» с участием известных деятелей искусств - художников, музыкантов, представителей кинематографа, писателей, журналистов для привлечения внимания к проблеме восстановления исторической справедливости и определения возможности создания здесь уникального «города искусств», привлекающего со всего мира ценителей театра, литературы, музыки, живописи, скульптуры… Об этой инициативе уже поставлены в известность глава Крыма Сергей Аксёнов, представитель президента РФ в Крымском федеральном округе Олег Белавенцев и руководитель Союза кинематографистов России Никита Михалков.
А с главой муниципального образования Валерием Косаревым мы договорились в декабре провести расширенный всероссийский «круглый стол» с подключением художественных, музыкальных и литературных музеев. Ведь хочется не только верить в лучшее, но и, объединив усилия, попытаться сделать всё от нас зависящее, чтобы наше поколение могло бы оставить своим потомкам в наследство удивительный, процветающий, культурный Гурзуф.

Александр ШЕВЧЕНКО,
поэт, музыкант,
художник, издатель.