Нарушают права? Жалуйтесь

22 Октябрь 2015 503
Чтобы не попасть впросак, внимательно осматривайте упаковку.
Чтобы не попасть впросак, внимательно осматривайте упаковку. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

За девять месяцев этого года крымчане 1062 раза пожаловались на нарушение прав потребителя, в том числе 97 раз - на качество продуктов, 351 раз - на некачественные промтовары и 474 раза - на плохое оказание услуг. Об этом сообщила руководитель Межрегионального управления Роспотребнадзора по Рес­публике Крым и Севастополю Наталья Пеньковская. 143 обращения дали повод для проведения проверок, в 60 случаях выявлены нарушения, составлены протоколы об административных правонарушениях. Какие права есть у крымчан-потребителей по российскому законодательству, куда обращаться, если их нарушают, выясняла «Крымская правда».

- Согласно Закону РФ
«О защите прав потребителей», - поясняет Наталья Пеньковская, -  потребитель - это гражданин, заказывающий, приобретающий или использующий товары (работы, услуги) исключительно для личных, домашних и иных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности. Каждый из нас, покупая товар, заказывая услугу для себя или родных, становится потребителем и может рассчитывать на защиту прав. Одно из главных согласно статье 10 закона - право на необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), предоставить которую обязан продавец (изготовитель, исполнитель).
К примеру, если вы покупаете палку колбасы, то на упаковке должны быть указаны сведения об изготовителе, адрес, состав продукции, дата изготовления, срок годности или такую информацию на основании сопроводительных документов на продукцию должен по требованию покупателя дать продавец, причём не просто сказать, а показать документ. Очень часто крымчане в своих жалобах в Роспотребнадзор отмечают, что требование не соблюдается, а многие нерадивые продавцы и вовсе «химичат», перебивая сроки годности, приклеивая поверх фабричных дат свои наклейки с новой датой. Это является нарушением прав потребителя. Если подозреваете, что вам продали некачественный продукт, не молчите: обращайтесь с жалобой к руководству магазина или сразу в Роспотребнадзор.
Чаще всего в Роспотребнадзор по РК и Севастополю жалуются на сложности с обменом товара или возвратом денег за него.
- Согласно статье 25, если товар надлежащего качества, но не подошёл по размеру, расцветке и так далее, то его можно только обменять на аналогичный, - разъясняет главный специалист - эксперт отдела защиты прав потребителей Роспотребнадзора Виктория Воронова. - Причём в течение 14 дней, не считая дня покупки, и при условии, что товар сохранён в надлежащем виде со всеми ярлыками. А вот вернуть такую вещь и получить назад деньги можно лишь, если аналогичного товара с нужными характеристиками в день обращения нет в продаже.
Чтобы в этом случае требовать возврата денег, по закону чек не требуется - достаточно свидетельских показаний. Поэтому ссылка продавца на отсутствие чека не является законным основанием для отказа вернуть деньги. У возвращаемой вещи должны быть сохранены товарный вид, упаковка и этикетка. Требование потребителя о возврате денег подлежит удовлетворению в течение трёх дней. Если продавец не может сразу отдать сумму и берёт трёхдневную отсрочку, обязательно потребуйте зафиксировать факт передачи товара в акте, который должен подписать продавец с указанием даты, должности и своей фамилии. Следует также помнить, что некоторые товары без дефектов вовсе нельзя обменять или вернуть, как, например, лекарства, книги, бытовую химию, технически сложные товары бытового назначения, на которые установлены гарантийные сроки (телефоны, фотоаппараты, радиоэлектроника и т. п.) - полный перечень утверждён постановлением правительства РФ от 19 января 1998 года №55.
Если купили товар, а потом обнаружили в нём недостатки, о которых продавец умолчал, то вправе согласно статье 18 потребовать: замены на товар этой же или другой марки с перерасчётом; соразмерного уменьшения цены; незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара. Или вовсе отказаться от него и потребовать возврата денег. В этом случае по требованию продавца и за его счёт потребитель должен возвратить товар с недостатками.
Все товары с недостатками, не оговоренными продавцом, можно вернуть в магазин в течение гарантийного срока. Если он не установлен, то в срок не более 2 лет. А вот технически сложные товары с недостатками вернуть можно лишь в течение 15 дней с момента получения. Если срок пропущен, то возврат возможен, если есть существенные недостатки, препятствующие использованию по назначению, либо ремонт занимает много времени, проводится неоднократно.
В Роспотребнадзоре советуют все требования продавцу, исполнителю услуг предъявлять только в письменном виде, не забывая получать отметку о принятии на вашем экземпляре. Если понимаете, что ваши потребительские права нарушаются или хотите получить по ним консультацию, обращайтесь в отдел защиты прав потребителей Роспотребнадзора: 295034, Симферополь, ул. Набережная, 67, тел.+7(978)-91-91-124. Приёмные дни - понедельник и четверг. Консультационный центр по защите прав потребителей Федерального бюджетного учреждения здравоохранения «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Крым и городе федерального значения Севастополе»: 295034, Симферополь, ул. Набережная, 67, 2 этаж, каб. 404, адрес электронной почты yuristy@cge-crimea.ru Приёмные дни - понедельник и четверг с 10 до 13 часов.
Служба информирования и консультирования по вопросам защиты прав потребителей в Симферополе и Симферопольском районе: 295034,  Симферополь, ул. Георгия Морозова, 8, fbuz_simf@cge-crimea.ru Приёмные дни - с понедельника по пятницу с 10 до 14 часов. Подобные службы есть в каждом регионе полуострова, координаты - на сайте http://cge-crimea.ru/konsyltacionniy-centr

Наталья ПУПКОВА.