Зимой и летом зелёным светом

Полуостров готовится к зимнему курортному сезону

15 Октябрь 2015 346

Резкое октябрьское похолодание недвусмысленно напомнило: затянувшееся лето закончилось, бархатный сезон подошёл к концу. Поток приезжих схлынул, оставив после себя статистику второго высокого сезона, который Республика Крым провела, ориентируясь на нового, уже российского туриста.

Идём на повышение

Статистика утешительная. По словам министра курортов и туризма Сергея Стрельбицкого, к 9 октября полуостров принял 4 миллиона 27 тысяч отдыхающих - на 32% больше, чем в прошлом году, а загрузка санаторно-курортного комплекса на 10% превысила прошлогодние показатели. При этом лидером неизменно остаются Саки (82%). Далее следуют Сакский район (53%) и Ялта (51%).
А вот лидером по количеству отдыхающих остаётся ЮБК.
- Самое большое количество в Ялте - 36%, - отметил он. - На Алушту пришлось 15% туристов, на Евпаторию - 13%, на Феодосию - 10%, на Судакский регион - 6%.
В общем и целом ожидается, что к концу 2015 года общее число туристов, посетивших Крым, перевалит за 4,5 миллиона. Однако это отнюдь не означает, что курортная сфера Крыма преодолела на своём пути все сложности.

Фронт работ обозначен

В период так называемого межсезонья есть время подтянуть хвосты. Особенно это касается сферы законодательного регулирования различных видов деятельности профильного министерства. В первую очередь внимание обращено на трудоёмкий процесс классификации объектов размещения, а также на то, что к 1 февраля 2016 года регионы должны внести свои предложения об изменениях в закон. Министр признаётся: предложений будет много.
- Сегодня те законодательные акты, которые регламентируют данное направление, требуют изменений, - отметил Сергей Стрельбицкий. - Это касается не только Крыма. В других регионах ощущается непрофессионализм многих предприятий, которые занимаются классификацией.
В Крыму, считает министр, этому процессу следует уделять особо пристальное внимание и жёстко пресекать и наказывать как недобросовестных отельеров, так и предприятия, осуществляющие классификацию.
- Классификация должна быть не ради классификации, а ряди того, чтобы улучшился сервис, чтобы нарисованные звёзды соответствовали действительности, - заявил он. - Для нас это особенно важно: мы понимаем, что если ситуация по сервису в Крыму не изменится в течение года, то мы начнём терять большое количество туристов. Туризм, как показывает нынешний сезон, совсем другой, и то, что в прошлом году было нормой, сегодня туристами просто не рассматривается. Мы будем участвовать в изменении существующего порядка, чтобы поставить процесс классификации под жёсткий общественный контроль.

Не так страшна приватизация, как её малюют

На днях в очередной раз был поднят вопрос о приватизации санаториев «Ай-Петри», «Дюльбер» и «Мисхор». Возникают вполне резонные опасения: а не приведёт ли волна новых приватизаций к старым украинским порядкам вип-характера, когда отдыхать на сплошь закрытых территориях либо нельзя вообще, либо можно, но за большие деньги. Опасения вполне понятные, согласился министр, но совершенно беспочвенные.
- Когда мы слышим слово «приватизация», то сразу думаем, что кто-то что-то будет покупать. Но в России сегодня есть акционерные общества со стопроцентной госсобственностью, - пояснил чиновник. - И есть примеры, когда государственные предприятия, преобразованные в ПАО, показывали серьёзные результаты. Давайте вспомним «Газпром».
При данном раскладе, считает министр, нельзя игнорировать высокий интерес инвесторов к крымским объектам санаторно-курортного комплекса. А расположение всех трёх лакомых кусков в одном посёлке может и должно сыграть на руку его жителям.
- Когда Сергей Аксёнов говорил о Кореизе, он имел в виду, что если в посёлке есть такие предприятия, то все инвестпредложения мы будем рассматривать вместе с посёлком, - пояснил Сергей Стрельбицкий. - Если в Армянске есть завод «Титан», который содержит весь город, значит, приморские посёлки, имея такое достояние, должны рассчитывать на то, что эти курорты не просто уйдут какому-то инвестору, а будут приносить пользу жителям.
У нас сейчас уже 150 заявок, и больше всего, конечно, по этим трём объектам. Я понимаю почему: они сегодня заполнены почти на 100%. И когда эти ГУПы станут обществами, то к ним можно будет применять системы привлечения инвестиций, а они требуют очень серьёзных инвестиций.

Зимний сезон и кипящая работа

В ближайший месяц полуостров примет два крупных туристических форума, на которых будут обсуждаться перспективы Крыма курортного вообще и лечебно-оздоровительного в частности. Отдельного внимания, безусловно, требует именно крымские лечебницы, долгие годы страдавшие от нехватки финансирования. Проблему с устаревшей медтехникой во многих санаториях нужно решать в срочном порядке.
- В рамках проведения всероссийского конгресса по развитию лечебно-оздоровительного туризма будет организована выставка медицинской техники, - сообщила начальник управления взаимодействий со средствами размещения Минкурортов Елена Лось. – Мы сделали срез по потребности в том оборудовании, которое необходимо нашим санаторно-курортным учреждениям. Трое производителей уже подтвердили участие в выставке.
При этом будет принят во внимание тот факт, что многие санатории не располагают необходимым количеством оборотных средств и не могут позволить себе закупить требуемое оборудование.
- Кредиты сейчас получить сложно, лизинговые программы более перспективны. Рассматриваются и другие варианты: например, производитель оснащает санаторий, а санаторий предоставляет ему услуги, - поделилась Елена Лось.
Между тем, зимний Крым может предложить туристам не только лечебно-оздоровительные программы. Среди перспективных направлений ещё три: культурно-познавательный, деловой и спортивный туризм. Отдельный интерес в республике и для республики представляет последнее, считает замминистра Ольга Бурова.
- Мы пригласили туроператоров, которые специализируются на данной сфере, и представителей спортивных федераций, - пояснила она. - Наши объекты как раз позволяют осенью и зимой привлекать спортсменов для проведения учебно-тренировочных сборов.
Для рядовых же отдыхающих республика традиционно может предложить как минимум зимние «скидки». Пока что, правда, цифра не слишком утешительная - в среднем всего 10%. Однако профильный министр уверил, что сдаваться в этом вопросе не собирается.
- Сегодня время, когда можно наживаться на туристах, уже прошло. Цены должны быть понятны, открыты и устраивать туриста, иначе он не поедет, - согласился он. - Сегодня есть предприятия и организации, которые это понимают. И на примерах этих предприятий мы сможем показать остальным участникам, что такая работа более прибыльна.

Наталия НАЗАРУК.