Поддержите изобретателя!

15 Октябрь 2015 356
Александр Воробьёв.
Александр Воробьёв.

Проблему дефицита аппаратов искусственного жизнеобеспечения в СССР долгое время замалчивали. Однако и в наше время российская реанимационная медицина держится на использовании импортной техники, на закупку которой ежегодно тратятся баснословные суммы. И несмотря на то, что отечественный аналог был изобретён 30 лет назад, производство собственной дыхательной аппаратуры до сих пор не налажено.

В 1986 году детский врач-анестезиолог высшей квалификации симферопольского роддома №1 Александр Воробьёв разработал собственный аппарат для искусственной вентиляции лёгких новорождённых «Импульсар».Тогда он работал в детской реанимации и после наркоза детям несколько часов пальцем закрывал-открывал патрубок выдоха при искусственном дыхании. Чтобы удобнее было работать, он решил заменить палец автоматическим клапаном.
- Я подключил своё изобретение к ингалятору, который обеспечивал подачу воздуха. Клапан же служил для дозированного поступления воздушных потоков в органы дыхательной системы. Сегодня аппарат можно подключить к компьютеру и таким образом определить нагрузку на лёгкие, предотвратить их травмирование, - объясняет изобретатель. - Американские аналоги такого аппарата очень дорогие и к тому же быстро ломаются. Я решил не гоняться за зарубежными моделями и нашёл способ, как их сделать гораздо дешевле и хорошего качества.
В 1988 году Воробьев предложил министру здравоохранения СССР Чазову внедрить его изобретение в производство и применять на практике. После этого в Москве были проведены клинические испытания в трёх центрах детской хирургии и реаниматологии. В ходе испытаний выяснилось, что устройство можно применить для лечения взрослых. Через год врач отправился во Всероссийский научно-исследовательский институт медицинского приборостроения и встретился с ведущим конструктором Гальпериным. Конструктор сообщил, что на разработку аппарата искусственного дыхания им было потрачено пять лет и около пяти миллионов рублей, и дал понять Воробьёву, что ему со своим изобретением не стоит лезть в чужой монастырь. Правда, взамен разрешил выпустить экспериментальную партию - 100 экземпляров. Но осуществлению задуманного помешал развал СССР. Признали «Импульсар» эффективным и в Киеве, однако до продвижения изобретения в промышленное производство дело опять не дошло.
А вот крымский Минздрав поддержал и позволил применять изобретение в медицинских учреждениях полуострова.
- Симферопольский телезавод «Фотон» выпустил 10 экспериментальных образцов «Импульсара», по 60 долларов каждый, в то время как стоимость импортного составляла 10-12 тысяч. Минздрав должен был способствовать сертифицированию аппарата и выведению его в промышленное производство. Однако завод распался, и аппараты отдали мне, - рассказывает врач.
Именно эти экспериментальные образцы Александр Воробьёв установил в республиканской детской клинической больнице, городской больнице скорой и неотложной помощи №6 и ещё в восьми родильных домах Крыма. Были установлены эти дыхательные аппараты и в отделении реанимации для новорождённых в симферопольском родильном доме №1 и роддоме №2.
Изобретение крымского врача позволило снизить смертность недоношенных детей в 10 раз. Было спасено около двух тысяч жизней.
- Сперва я вёл счёт спасённым. Изначально это была сотня жизней, потом - тысяча. А дальше уже запутался, - делится Воробьёв.
- Был случай, когда в детскую больницу решили приобрести четыре американских дыхательных аппарата. Стоимость такой техники за границей составляет 10500 долларов, а нам её продали за 25 тысяч. Кто-то неплохо нагрел руки на этой махинации, - заявил изобретатель.
Не давал покоя Воробьёву и вопрос немалой стоимости аппаратов. Его-то он и адресовал крупным  американским производителям дыхательной аппаратуры. На что они ответили, что в их стране на первом месте всегда будет прибыль. И она должна быть высокой как у производителя, так и у работников сервисной деятельности, а цена, которую платит потребитель, их абсолютно не интересует. И это при том, что импортная техника быстро приходит в негодность. А сервисным обслуживанием в Симферополе занимается всего несколько человек и опять-таки за весьма внушительные суммы.
- Назревает вопрос: зачем нам импортные аппараты искусственного дыхания? Чтобы кто-то заработал на их производстве или ремонте? В приоритете должны быть человеческие жизни. Мы должны достичь принципа, когда на одного пациента будет полагаться несколько аппаратов. Это может быть осуществимо лишь при замене дорогой импортной техники более дешёвыми отечественными аналогами. Только тогда в нашей стране начнётся развитие реанимационной медицины, - утверждает Воробьёв.
Недавно у крымского врача появилась ещё одна возможность дать жизнь своему изобретению и тем самым положить конец неудачам длиною в 30 лет. Разработки изобретателя вызвали интерес у руководителя завода «Пневматика» Николая Васильева.
- Нашлись люди, которые хотели бы со мной сотрудничать. Ведь материалоёмкость производства «Импульсара» небольшая. То же можно сказать об энергоёмкости продукции и трудовых ресурсах.
Сегодня разрабатывается положение о порядке предоставления субсидий производителям, внедряющим инновационные разработки. Предоставят ли директору «Пневматики» средства для производства дыхательной аппаратуры или же деньгам из крымского бюджета найдут другое применение, станет известно в конце октября.

Екатерина КОРЖ.