Под знаком качественного кино

14 Октябрь 2015 356
В конкурсе художественного кино участвует фильм «Территория».
В конкурсе художественного кино участвует фильм «Территория».

За последний год республика приняла у себя не один российский фестиваль. Крымская земля всё чаще привлекает внимание людей киноискусства. Так, на этой неделе в Симферополе, Евпатории и Ялте развернёт площадки фестиваль художественного и документального кино «Человек, познающий мир». Мероприятие проходит в республике второй раз и обещает стать ещё одной доброй традицией.

Чем удивите?

В этом году, поясняют организаторы, акцент будет сделан на молодёжь и семейные показы.
- Была большая просьба от прошлогодних партнёров, от зрителей показывать именно семейные фильмы, - отметила исполнительный директор фестиваля Виктория Осипова. - Поэтому основная аудитория - молодёжь и семьи. Также у нас будут четыре мастер-класса для студентов, выпускников и любителей, а ещё огромное количество выездов в школы, прямые встречи, контакт создателей и молодого поколения.
- Фестивальное кино, к сожалению, стало у нас бранным названием: зритель уверен, что идти смотреть не надо, - поделился мнением член жюри, известный сценарист и лауреат многих премий Юрий Коротков. - А между тем здесь собрано кино именно для зрителя. Во всём мире семейное кино - это суперприбыльные проекты.
У нас же они даже не попадают в кинотеатры, только по фестивалям и могут путешествовать.
Конкурсная программа фестиваля предполагает призы в двух номинациях: на лучшее документальное и лучшее игровое кино. Вместе с тем часть показов будет вынесена за конкурсные рамки. Это программа «Большое кино», в рамках которой всем желающим представится возможность увидеть 13 полнометражных документальных фильмов и 7 короткометражных художественных. Также зрителям
(а ими могут стать все желающие) предстоит выбрать победителя в номинации «Приз зрительских симпатий».

Документальное и игровое

Трёхдневного показа в режиме нон-стоп организаторы ожидают с особым предвкушением. Может, это и не связано с волшебством полуострова, но в этом году масштабы подготовки бьют все рекорды, признаётся Виктория Осипова.
- В этом году для отбора было прислано более 200 фильмов. Поток небывалый, и география потрясающая, - рассказывает она. - Более 25 студий приняли участие. Несмотря на то, что были ограничения, отобрать 20 кинофильмов оказалось невозможно. Поэтому 22 фильма вошли в документальную подборку и 8 - в игровую. Есть и фильм производства Ялтинской киностудии.
Вместе с фестивалем в Крым приехали и титаны российского кино. Продюсер Михаил Зильберман, сценарист Юрий Коротков, оператор и режиссёр Ефим Резников, режиссёр-документалист Евгений Голынкин, актриса театра и кино Ольга Хохлова. Всем им предстоит нелёгкие три дня, в течение которых предстоит выбрать лучших из лучших, при этом критерии у каждого свои.
- Знаете, как в фильме герой говорил: чем ты будешь нас удивлять? Вот наша работа будет заключаться в том, чтобы оценить, что в этих картинах может удивить зрителя. Это основной критерий, так как кино - это зрелище, - высказался Ефим Резников.
- Я не уверен, что удивление - главный критерий, - тут же возразил Евгений Голынкин. - Всё-таки мы будем исходить из человеческого. Ничего интереснее человека на экране нет, и картины, посвящённые судьбам, где автору удалось пробиться к человеческой правде, - это наиболее достойное кино. И в существующем нынче потоке информации интереснее всего сказать про человека то, чего не было сказано.
- Меня больше всего в сфере искусства волнует территория ужасного, которое показывает якобы искусство, - отметила Ольга Хохлова. - Я считаю, что искусство должно существовать на территории прекрасного, возвышать человека. Ужасное должно только оттенять это прекрасное.
- Первый вопрос, который всегда обсуждается в жюри, - что судим? - поясняет Юрий Коротков. - Чистое киноискусство, философию и так далее - есть разные точки зрения. Бывает, задают вопросы: а чего же вы там сидите по 7 часов? Зачем так долго? И приходится объяснять, что работа жюри - это не арифметика, а политика: чтобы все чувствовали, что они в равных условиях.

Превратности большого экрана

О том, что прибыль и высокое искусство - два несовместимых полюса, говорить больно. Но приходится. Ведь именно в такие редкие моменты хорошего кино любой, а особенно подросток, может понять разницу между тем, что возвышает и воспитывает, и тем, что успешно продаётся.
- Прокат - это очень больной вопрос и для нас в первую очередь, - признаётся Александр Герасимов. - Телевидение - это другая параллельная система, которая, к сожалению, направлена на бизнес. И даже государственные каналы вынуждены, как они говорят, зарабатывать деньги. Один из руководителей одного детского канала сказал: да, мы «катаем» американские мультфильмы, потому что они нам платят деньги. И в этой ситуации крайне тяжело пробиться с неформальным для ТВ некоммерческим продуктом. Все наши увещевания в духе «Ребята, вы кого растите, на чём детей воспитываете?» никого не волнуют. Мы делаем всё, что в наших силах, и фестивали сегодня - почти единственный путь к зрителю.
Проблема государственной поддержки правильного кино (точнее, её отсутствия) становится острее, когда понимаешь, что сам Запад, кормящий нас киношным ширпотребом, относится к  искусству куда трепетнее.
- Когда я был на фестивале в Канаде, я показывал свой фильм, документальный, - рассказал Ефим Резников. - Рядом был большой кинотеатр, где показывали блокбастер. При этом в моём зале не то что все места были заняты - все проходы! Выяснилось, что так смотрят все документальные картины. Как же так? Мне ответили: у нас серьёзная информационная поддержка, люди уже привыкли ходить, им интересно документальное кино. И вот вопрос: а если у нас поднять интерес?
Я согласен, должно быть хорошее кино. Но когда мы снимали сериал, весь Интернет горел, а когда снимали документальный фильм, который прошёл фестивали в мире, - о нём вообще никто ничего не писал. Я думаю, если дать серьёзную поддержку, то будет результат.

Любовь через космос

Познание мира через кино - это целый космос, который может дать молодёжи очень многое, считает единственный член команды жюри, не имеющий к кино профессионального отношения, лётчик-космонавт, Герой Советского Союза Александр Волков.
- Тема очень обширная - мне так кажется, как космонавту. Человек, который попал в космос, видит значительно больше и дальше и чувствует всё совершенно по-иному. После первого полёта меня журналисты спросили: как изменилась ваша философия?
Я был земным человеком, остался земным, но всё-таки ощутил, что смотрю по-другому на людей и на мир. Я ощутил любовь к Земле как к планете и ко всем людям. В то время уже были натянутые отношения с Западом. И я как-то смело сказал: я мечтаю, чтобы политиков всех собрали и отправили в космос, они бы там точно подобрели. Я рад, что смогу донести до молодёжи много интересного, и не сомневаюсь, что они тоже полюбят Землю.

В команде жюри - корифеи российского кино и лётчик-космонавт Александр Волков.

Наталия НАЗАРУК.