Назад в будущее

О бакалаврах, специалистах и импортозамещении

14 Октябрь 2015 321
Подготовка крымских инженеров по программе бакалавриата оставляет желать лучшего.
Подготовка крымских инженеров по программе бакалавриата оставляет желать лучшего. Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

В беседах в семейном кругу молодому поколению наверняка часто приходилось слышать от пожилых и взрослых: «Эх, не то сейчас образование пошло! Вот мы в своё время...». Молодое поколение в таких случаях скучает, ботфортой качает и дырки на скатерти изучает. Что поделаешь, ностальгия. Вот только о том, насколько лучше гранит науки прогрызался нашими предками, всё чаще и громче говорят не только на кухне и в преподавательских кулуарах. На рабочем заседании о «Перспективах развития образования Республики Крым», организованном региональным отделением Общероссийского народного фронта в Крыму, о проблеме качества образования заявили открыто.

Корень зла

Риторические вопросы проректора по учебной работе Крымского федерального университета Владимира Курьянова оказались нерешённой злобой дня. Кто будет завтра вести экономику страны? Кто и как будет учить детей? Особенно, если учесть, что многие из присутствовавших на заседании за «круглым столом» представителей КФУ, промышленников, преподавателей, общественников прямо заявили: хороших специалистов, в частности инженеров и педагогов, в республике днём с огнём не сыщешь. За первым заявлением последовало второе: в отсутствии качественной подготовки виновата система высшего образования. Четырёх лет бакалавриата, пришедшего на смену советскому пятилетнему специалитету, недостаточно, чтобы вырастить прикладного специалиста, грамотного исследователя или компетентного преподавателя.
- Сегодня бакалавры получают дипломы о высшем образовании, но возникают сомнения относительно того, что 4 года - достаточный срок, чтобы подготовить квалифицированных инженеров и педагогов для общеобразовательной школы, - отметил Владимир Курьянов. - Согласно документам Министерства образования РФ, мы не можем готовить выпускника бакалавриата к нескольким видам профессиональной деятельности. То есть мы не можем одновременно подготовить химика для научно-исследовательской работы и химика для преподавания в школе. Поэтому есть мнение, что возвращение специалитета позволит подготовить человека к нескольким видам деятельности.
Отдельно проректор подчеркнул, что предложение о возврате специалитета фактически означает возврат к советской системе подготовки кадров, одной из лучших в мире на тот момент, когда она была.

Практики не хватает

Слово «советский», надо сказать, собравшихся не испугало. Во всём сразу дошли до самой сути, подчиняющейся законам элементарной арифметики: специалитет - 5 лет, бакалавриат - на год меньше. Значит, меньше предметов и часов, а соответственно знаний. Причём не только теоретических, которые можно при желании почерпнуть самостоятельно, но простейших практических. Инженеров до выпуска в жизнь не успевают приучить к машинам, педагогов - к детям. При этом магистратура - следующая после бакалавриата ступень высшего образования - проблемы не решает. А возвращение к пятилетним программам подготовки позволит студентам уже во время учёбы получить жизненно необходимые профессиональные навыки, уверены преподаватели.
- После бакалавриата в магистратуру идёт ограниченное число студентов - 30-40%. Получается, что основная масса на рынок труда выходит с 4-летним образованием. Если сравнить с советским временем, то, конечно, качество было другое, - рассудила директор недавно созданного Физико-технического института КФУ Марина Глумова. -
У нас есть альтернатива: человек может поступить в магистратуру и готовиться дальше либо как инженер, либо как научный исследователь. Но не каждый выпускник может позволить себе это. В итоге, теряется производственная подготовка и адаптация к производству.
В связи с этим в рамках подготовки технических специалистов была сделана попытка вернуться к аналогу бывших советских кафедр на производстве. Сейчас, пояснила Марина Глумова, это базовые кафедры многих инженерных вузов на предприятиях.
- Суть в том, что будущий инженер приходит на производство на 3-4 курсе, - добавила она. - Конечно, такая практика снимает остроту неподготовленности после четырёх лет обучения.
Базовые кафедры активно создаются и различными подразделениями КФУ. Так, к примеру, декан факультета водных ресурсов и энергетики академии строительства и архитектуры Энвер Салиев рассказал о том, что уже подписан договор с ГУП РК «Вода Крыма» о создании базовой кафедры для практической подготовки специалистов в области эксплуатации объектов коммунального хозяйства, которых в украинском, а теперь и в российском Крыму никто до сих пор целенаправленно не готовит.
- Между строительством коммунальных объектов и их дальнейшим содержанием большая разница, - отметил он. - При Украине была академия в Харькове. Сегодня мы работаем над тем, чтобы создать у себя несколько специальностей, которые обслуживали бы именно коммунальную отрасль.
Идею создания базовых кафедр горячо поддержали крымские промышленники, вынужденные бороться с некомпетентностью приходящих на работу выпускников.
- Беда Крыма всегда была и остаётся в отсутствии инженерных кадров, - заявил гендиректор завода «Фиолент» Александр Баталин. - В Крыму их никогда не было, Севастопольский университет не обеспечивал весь полуостров кадрами. А исторически Крым загружен предприятиями оборонной промышленности. Мы, промышленники, надеемся на созданный физико-технический институт. Сегодняшняя задача по импортозамещению создала для нас положительную ситуацию: мы вынуждены создавать изделия, которые должны заменить разработки ряда ведущих инженерных стран. К сожалению, сегодня ни с одним из высших учебных заведений не получается у нас разрабатывать новые технологии. Мы сейчас ищем вузы России, учёных и профессоров, которых могли бы пригласить к нам на производственную площадку для решения насущных проблем.
Собственный инженерно-конструкторский потенциал предприятие уже который год взращивает самостоятельно, поясняет Александр Баталин. Признаётся: студенты, которых они получают, не готовы к серьёзной работе, хотя для них готовы предоставить все условия.
- К созданию некоторых изделий мы шли два-три года. Сегодня это недопустимо, - заявил он. - Хотелось бы создать на базе завода инженерную площадку, но и студенты, и профессора должны тоже быть готовы и на полшага опережать время. Безусловно, им нужно платить за работу. Но при этом они должны приходить с идеями.

Вернуть бы распределение

Положительную динамику может создать и возвращение советской практики распределения после окончания вуза. Если за твоё образование платило государство, будь добр, отработай - логика здравая, но в наше время почему-то вынужденная бодаться с борцами за права и свободы человека.
А между тем, отмечают корифеи образования и производства, хороших специалистов больше не становится. В отличие от наштампованных в вузах баловней судьбы с психологией начальника, готовых сходу занять высокий руководящий пост, но не готовых его заслужить.
В то же время от нехватки не то что профессиональных, а хоть каких-нибудь кадров страдают сельские районы, куда по распределению выпускников отправляли отрабатывать и нарабатывать опыт, а нынче только заново об этом задумываются. Это в первую очередь касается педагогов и врачей.
- Мы увидели, что нет преемственности между школой, профтехучилишем, вузом и предприятием, куда мы посылаем выпускников, - констатировала член ОНФ Александра Швец. -  Очень важно, куда мы их отправляем, на какие условия жизни, оплаты труда они идут. Если в медицине делаются попытки, скажем, закрепить выпускников в сельской глубинке с помощью программы «Земский доктор», то в педагогической специальности трудоустройство - пока что проблема выпускника в большей степени, чем работодателя в лице Министерства образования.

Ветер перемен

В сухом остатке дискуссии - инициатива. Члены рабочей группы почти единогласно выступили за продвижение идеи о возврате «хорошего советского» вверх по чиновничьей лестнице. Модератор «круглого стола» Александра Швец уверена: предложение найдёт отклик на высшем уровне.
- Мы разработаем систему требований к тому, как перейти на специалитет. Естественно, мы направим эти требования в Министерство образования Крыма и будем просить, чтобы оно выходило с инициативой о возврате специалитета к Министерству науки и образования России, - пояснила член ОНФ. - Может быть, проект начнёт работать со следующего учебного года. Думаю, что нас поддержат, ведь это не только крымская инициатива, она высказывалась на пензенском форуме представителями многих других федеральных субъектов. Нехватка четырёх лет для того, чтобы вложить все необходимые знания, - это общероссийская беда.

Наталия НАЗАРУК.