Академик батальной живописи

14 Октябрь 2015 444
Николай Самокиш часто бывал в Алупкинском дворце./Фото из фондов Госархива РК.
Николай Самокиш часто бывал в Алупкинском дворце./Фото из фондов Госархива РК.

Автограф на доме по улице Самокиша, 32, в Симферополе, каменный крест с табличкой в виде развёрнутого бумажного свитка у храма Всех Святых на 1-м гражданском кладбище. Тысячи картин в самых известных музеях страны. Исполнилось 155 лет со дня рождения действительного члена Императорской Академии художеств, обладателя пяти серебряных, двух малых и большой золотых медалей академии, серебряной медали Всемирной выставки в Париже, лауреата первой премии графа Строганова, заслуженного деятеля искусств РСФСР, лауреата Сталинской премии Николая Самокиша.

Сын почтальона

В Крыму Николай Семёнович прожил 26 лет. В Государственном архиве Республики Крым хранится немало документов, связанных с именем великого художника.
- Есть личное дело Николая Самокиша, из которого следует, что он родился 13 октября (по старому стилю) в 1860 году в Нежине, - рассказывает заведующий отделом использований информации документов Госархива РК Сергей АНДРОСОВ. - Отец Семён Захариевич служил почтальоном, мама Мария Дмитриевна вела домашнее хозяйство, воспитывала пятерых детей, Николай был старшим. Чтобы выжить, родители отдали Николая и его брата на воспитание деду по линии матери Дмитрию Ивановичу Сенину. Это и повлияло на выбор жизненного пути мальчика: в доме отставного офицера были лубочные картинки, изображающие эпизоды Русско-турецкой 1828-1829 годов и Крымской 1853-1856 годов войн, его рассказы о сражениях в Севастополе завораживали Колю, с малых лет увлекавшегося рисованием. В краткой автобиографии, составленной в 1940 году, он напишет: «Любимым занятием в детские годы было и рассматривание картинок в журналах, которые отец разносил подписчикам. Я был в восхищении от этих картинок, и у меня было страстное желание сделать нечто подобное.
Я стал рисовать. Особенно меня занимали картинки из франко-прусской войны 1870 года. Вот начало моему призванию быть баталистом». В 1879 году Самокиш поступил в Императорскую Академию художеств.
Первые награды получил студентом за работу «Русская кавалерия, возвращающаяся после атаки на неприятеля под Аустерлицем» - большую золотую медаль и четырёхгодичную заграничную поездку. В качестве пенсионера (выпускника, получающего пенсию учебного заведения для совершенствования образования) академии побывал в Германии, Бельгии, Франции, Испании, Италии, Австрии, изучая западноевропейское искусство.
- В поездке Николай Семёнович встретил любовь - вдову академика живописи морских видов Руфина Судковского - Елену Петровну, урождённую Бенард, - продолжает архивист. - Жена также прекрасно писала акварелью. Супруги временами работали вместе: в одном из залов Царскосельского (ныне Витебского) вокзала Санкт-Петербурга стены украшены их панно, посвящёнными истории железной дороги, вместе иллюстрировали «Мёртвые души» Гоголя. Вообще, Николай Самокиш писал много иллюстраций к произведениям Пушкина, Толстого, Гоголя. К книге «2300 миль на яхте «Тамара», описывающей путешествие великих князей в Индию, сделал около пятисот рисунков, точно передав природу разных стран. Оформил четырёхтомник «Великокняжеская, царская и императорская охота на Руси», альбом, посвящённый коронации последнего императора России, книгу «Севастополь и его славное прошлое». Среди этих работ немало изображений лошадей - их художник любил. Кстати, в 1900 году за картину «Табун орловских рысистых маток на водопое» 29-летнему художнику присуждено звание академика живописи. Ну а значение его как баталиста общеизвестно.

Война с натуры

Художник не ограничивается только лишь внешней показной парадностью войны, а раскрывает весь её ужас и трагедию. Батальная живопись Николая Самокиша отличалась искренностью ещё и потому, что писал он с натуры, будучи в центре боевых действий. В 1904 году в качестве военного корреспондента-художника журнала «Нива» отправился на Русско-японскую войну.
- После возвращения издана книга-альбом «Война 1904-1905. Из дневника художника», а созданные на основе полевых зарисовок и наблюдений картины «На сопке после штурма», «Переход через реку под огнём» стали весомым вкладом в батальный жанр русской живописи, - рассказывает Сергей Андросов. - К крупным работам его дореволюционного творчества можно также отнести серию рисунков, отобразивших разные эпизоды Оте­чественной войны 1812 года и Крымской кампании 1854-1855 годов - сказались рассказы деда.
В 1911 году Николай Самокиш избран профессором батальной мастерской Академии художеств, которой и руководит до 1918 года. Затем Первая мировая война, и художник, сформировав «художественный отряд» из пяти учеников, вновь выезжает на фронт, чтобы «показать действительную военную обстановку». Около четырёхсот работ опубликованы в издании «Великая война в образах и картинах». Если Айвазовский был официальным историографом отечественного флота, то Самокиш - официальным летописцем сухопутной армии России.
На фронте Первой мировой Николай Семенович заболевает острым ревматизмом и по совету врачей уезжает в Крым на лечение. Уже без супруги - их развела революция: Елена Петровна эмигрировала в Париж, где умерла в 1924-м, а Николай Семёнович, безоговорочно приняв новую веху в истории России, работал на полуострове. Здесь довелось пережить и гражданскую войну.

Крымский период

Весной 1918 года художник приехал в Евпаторию на лечение и работу. До конца 1921 года, времени переезда в Симферополь, Самокиш написал 30 картин, в том числе «На берегу моря», «Купание красноармейцев в Евпатории», «На пляже».
- В 1935 году газета «Красный Крым» (так раньше называлась «Крымская правда») целую страницу посвятила 50-летию художественной деятельности Самокиша - «Большого мастера Советской живописи», - рассказывает архивист. - Есть там воспоминания бывшего политработника Латышской стрелковой дивизии о том, как художник помогал красноармейцам в создании боевых знамён. А ещё в архиве сохранилось дело о назначении персональной пенсии художнику, подписанное наркомом просвещения Крыма в 1926 году: «Во время первых большевиков в Крыму в 1918 году Самокиш принимает активное участие в создании местного дворца искусства (нынешнего Евпаторийского краеведческого музея), для которого производит изъятие и конфискацию художественных ценностей у местной буржуазии. За что при Врангеле чуть серьёзно не пострадал». После установления в ноябре 1920 года на полуострове Советской власти принимал участие в обустройстве армейских клубов. Темы, посвящённые боевым действиям Красной Армии, занимают главенствующее место в послереволюционном творчестве Самокиша: «Защита Красного Знамени», «Преследование врангелевцев Первой Конной армией», «Штурм Перекопского Турецкого вала», «Штурм Чонгарских позиций», «Штаб Первой Конной армии» и другие. Он являлся одним из консультантов по созданию панорамы «Штурм Перекопа». А за картину «Переход Красной Армии через Сиваш» (она есть в Симферопольском художественном музее) Николаю Самокишу в 1941-м присуждена Сталинская премия.
В Симферополе баталист создал художественную студию, сначала обучал во дворе своего дома, говорят, редко кому отказывал. А 5 августа 1935 года бюро Крымского обкома ВКП(б) приняло решение «О создании в Симферополе студии академика Н. С. Самокиша». Спустя два года вышло постановление Совета Народных Комиссаров Крымской АССР «О реорганизации студии им. Академика Н.С. Самокиша в Государственное среднее художественное училище им. заслуженного деятеля искусств РСФСР академика
Н. С. Самокиша».
- На полуострове чтили художника, - говорит архивист, - в 1940 году широко отмечалось 80-летие Николая Семёновича и 55-летие его художественной деятельности. Юбиляр был удостоен ордена Трудового Красного Знамени. А Симферопольский горсовет решением от 16 августа 1940 года «в связи с исключительными заслугами академика тов. Самокиша перед русским искусством, а также, учитывая крупную роль его в деле изобразительного искусства в Крыму» переименовал улицу Кооперативную в улицу Самокиша. Так что теперь художник жил в доме на улице его имени.

Последние годы

Когда началась Великая Оте­чественная, Николай Семёнович остался в Симферополе, одним из первых выпустил плакат «Враг будет разбит. Победа будет за нами». Однажды, уже в оккупированном Крыму, Самокишу пришлось писать портрет Гитлера - чтобы спасти подпольщиков театральной группы «Сокол». Юный подпольщик Олежка Саватеев при всей отваге оставался мальчишкой: «подрисовал» огромный портрет фюрера, установленный в фойе театра. Это грозило провалом, а срочно восстановить изображение некому - художника театра, руководителя группы Николая Барышева не было в городе. Чтобы спасти подпольщиков, мальчуган готов был признаться фашистам в своём поступке, но актриса Александра Перегонец обратилась за помощью к художнику-баталисту. За несколько часов портрет удалось восстановить.
- Николай Семёнович по мере сил помогал симферопольцам, ученикам и дарил им свои картины, чтобы после Победы отдали в музеи, - продолжает Сергей Андросов. - Он отчаянно не желал продавать работы, но рядом с художником оказалась пронырливая Наталья Добровольская, в начале войны помогшая баталисту вернуться в Крым из Харькова, где он, консультант-профессор батальной живописи местного художественного института, принимал экзамены. В доме Самокиша дама открыла художественный салон и выманивала картины баталиста и многих его талантливых учеников для продажи оккупантам. Чтобы заставлять художника больше писать, даже женила на себе 82-летнего Самокиша. Правда, брак, зарегистрированный немецкой магистратурой, был фиктивным, без присутствия и согласия художника, вместо него было подставное лицо - об этом свидетельствует хотя бы разность подписей на документе о браке и картинах Самокиша.
К сожалению, до освобождения Симферополя Николай Семёнович не дожил - 18 января 1944-го его не стало. Спустя три дня газета Симферопольской гор­управы поместила некролог: «В лице покойного русское искусство потеряло одного из самых выдающихся своих деятелей, крупнейшего баталиста конца XIX и первой половины XX столетия, величайшего мастера графики и живописи и исключительного педагога, воспитавшего целое поколение художников, большинство которых в свою очередь достигли уже положения маститых мастеров». А шедевры творческого наследия художника хранятся и в крымских музеях, и в фондах Государственной Третьяковской галереи (первая картина «Прогулка» куплена Павлом Третьяковым ещё у студента Николая Самокиша), Государственного Русского музея, Государственного Эрмитажа.

Наталья ПУПКОВА.