От «Круглого» до «Вазы»

Как в столице водный мир создавали

13 Октябрь 2015 450
Петровский источник - первый фонтан Симферополя.
Петровский источник - первый фонтан Симферополя.

У них всегда выстраивались очереди: симферопольцы набирали деревянные баклаги, устанавливали их на телеги, и ослики, и лошадки тащили ценный груз во все уголки старого Симферополя - эдакий водопровод на колёсах. 195 лет назад один ушлый симферополец попытался лишить земляков живительной влаги, а 165 лет назад она стала для города бесперебойной. «Крымская правда» разбиралась в старинных особенностях водно-фонтанного мира в столице полуострова.

Самозахватчик Зеленков

Когда Симферополь только зарождался, в нём не было водопроводных сетей и руко­творных фонтанов, зато полно было природных фонтанчиков-родников, и полтысячи первых жителей легко обходились этими источниками. Но город рос, источники иссякали, уходили под землю, и вскоре единственным спасением для симферопольцев стал фонтан в районе Подгорне-Петровской слободы. Его тоже называли Петровским, по имени основателя-смотрителя слободы Петра Ванникова, капитана Вятского пехотного полка. Хотя сам мощный фонтан-источник, бивший из скалы неподалёку от нынешней улицы Воровского (Воронцовской, Бульварной), появился задолго до основания слободы и всего Симферополя. Точно известно, что пользовались им ещё во времена Ак-Мечети, так как он находился у стен дворца калги-султана (второго по значимости лица в Крымском ханстве), а возможно, и ещё раньше - во времена Неаполя Скифского.
В начале XVIII века источник облагородили, обнеся по кругу ограждением с куполом, так родилось ещё одно фонтанное имя - «Круглый». За чистой, прозрачной и очень вкусной водой выстраивались очереди, но хватало на всех - до 4 тысяч вёдер в сутки - такова была мощность источника. А ведро, старинная русская мера объёма, между прочим, вмещало 12,3 литра. Сейчас, кстати, вода из источника в тех местах тоже течёт, правда, не так обильно, а вкусной и чистой её назвать сложно. Но в те времена, по воспоминаниям старожилов, вода была отличная, очевидно, это и натолкнуло одного симферопольца на крамольную мысль - завладеть фонтаном.
- Хотя «Петровский-Круглый» и считался городским, всеобщим, никаких документов на него у властей губернского города не было, - рассказывает историк Игорь Павленко. - Этим и воспользовался в 1820 году некий дворянин Зеленков. Он самовольно захватил у Петровских скал землю вместе с фонтаном, объявив его частной собственностью и требуя у горожан деньги за набор воды. Симферопольцы, всегда пользовавшиеся водой бесплатно, начали роптать.
И тогда городская управа возбудила уголовное дело, судебный процесс длился почти 30 лет, дошло даже до того, что разбираться в симферопольских земельно-водных перипетиях пришлось Сенату страны в Санкт-Петербурге. Он и принял решение в пользу Симферополя, признав «Петровский» общегородской собственностью на основании многочисленных свидетельских показаний и документов о том, что город затратил на обустройство фонтана большую сумму, в то время как самозахватчик Зеленков и его потомки не вложили ни копейки и документов не имели.
Правда, к 1831 году Круглый фонтан, вновь вернувшийся к симферопольцам, уже не мог обеспечивать водой всех желающих - город разросся, да и годы самозахвата привели его в запустение. Александр Казначеев, Таврический губернатор, принял решение о реставрации и расширении фонтана, поручив это дело военному инженеру Петру Шипилову, благодаря которому на полуострове уже появилась дорога от Симферополя до Алушты. Через два года обновлённый «Петровский» вновь поил горожан чистой водой, давая уже до 14 тысяч вёдер в сутки - старый фонтан соединили водопроводом с несколькими источниками в скалах. А у самого фонтана появились не только жители, набиравшие воду для собственных нужд, но и постоянные водовозы, развозившие «петровскую» по городу. Кстати, 5 тысяч рублей, в которые обошлась реконструкция фонтана, остались ещё от строительства дороги на ЮБК, и государство разрешило использовать их на питьевые нужды Симферополя.
В наши дни от того мощного источника остался лишь вялотекущий - Петровский фонтан исчез за ненадобностью в 1950-х, когда расширялся находившийся неподалёку Симферопольский пивоваренный завод, основанный ещё в 1832 году Самуилом Вайсбордом.

Ваза с маскаронами

Пять тысяч рублей, которые в итоге пошли на реставрацию Петровского фонтана, изначально предполагали использовать на строительство нового фонтана на Базарной площади и водопровода к нему. Эскизный проект составил архитектор Иван Колодин, благодаря которому в Симферополе уже были и путевой дворец императрицы Екатерины Великой, и собор святого Александра Невского, а инженерное обоснование давал всё тот же Пётр Шипилов, предложивший протянуть 4260 метров водопровода от источника Бор-Чокрак на хуторе Ланга (ныне район улицы Данилова) по Севастопольской дороге до Большого базара в центре города. «По следующим причинам:1-ое, вода самая удобная для питья; 2-е, количество её большое - до 50 ведер в минуту и более; 3-е, местоположение ровное, удобное к прочному устроению и проведению воды во все части города». В августе 1831 года исполняющий должность Новороссийского и Бессарабского генерал-губернатора тайный советник Фёдор фон Пален дал добро на устройство фонтана: «Разделяя совершенно мнение, что для продовольствия жителей Симферополя хорошею водою, в которой они терпят нужду, необходимо устроить помянутый фонтан и, принимая в уважение, что по неимению нискольких доходов в Симферополе, город не в состоянии удовлетворить расходов, разрешаю исчисленную на устроение вышесказанного фонтана сумму 5 тысяч рублей употребить из остатков, имеющих быть в сем году, от суммы, на устроение южной дороги ассигнованной». Однако Шипилов вскоре занялся строительством дороги на Ялту, иного инженера не нашли, и водопровод на 20 с лишним лет превратился в долгострой.
Вновь заняться водопроводом решили в 1850-м. По новому проекту тянуть его к фонтану на Базарной площади решили по правому берегу Славянки «от ключа №1» (на территории нынешнего Зеленхоза), собиравшего воду ещё с нескольких ближних ключей, а от Бор-Чокрака решили проложить вспомогательный для подпитки первого ключа. Но пока искали подрядчиков и рабочих, получали разрешения у владельцев ключей, началась Крымская война. Правда, работы строители не прекратили, но из-за отсутствия финансирования и чёткой схемы глиняные трубы прокладывали медленно и неравномерно от уровня водоносных горизонтов - водопровод у города так и не появился. Зато в 1854 году появился фонтан на базарной площади - четырёхметровый колокол из диоритовых блоков. С четырёх сторон колокола - четыре чугунных маскарона, львиные морды с высунутыми языками, - будущими водостоками. Купол колокола венчала мраморная ваза, а у подножия были четыре бассейна, пока пустых.
Вновь о водопроводе вспомнили в 1863-м, производителем работ назначили инженера штабс-капитана Василия Таргонского. Он-то и выяснил, что необходимости в строительстве дополнительного водопровода от Бор-Чокрака не было: по проекту должны были получать 700 «законных ведер» воды в час, столько и давал ключ №1 даже в самое сухое время. Возмущённый подрядчик дополнительного водопровода Леонтий Кукули потребовал вернуть ему затраты - 886 рублей. Возвращать пришлось губернатору Владимиру Пестелю, а после его смерти - наследникам, аж до 1914 года.
Водопровод у города появился в 1865 году, теперь фонтан на Базарной площади стал главным: вокруг всегда было полно водовозов и мальчишек, за копейку продававших базарным торговцам кружку воды. Благодаря фонтану, прозванному горожанами Базарным, Львиным или Вазой, площадь переименовали в Фонтанную (сейчас она - имени Ленина и памятник вождю стоит как раз на месте, откуда люди брали воду). Появились и Фонтанная улица (Сергеева-Ценского), ведущая от фонтана в старый город, и параллельная ей Малофонтанная, расположенная практически между двумя городскими фонтанам - новым «Львиным» и старым «Петровским». Малофонтанная - сохранилась до наших дней и занесена в Красную книгу улиц и переулков Симферополя.
К началу XX века «Львиный» перестал быть главным источником воды - в разросшемся городе начали строить насосную станцию и разветвлённый водопровод прямо к домам. Но о фонтане в Симферополе не забывали: он стал местом свиданий, мальчишки по-прежнему продавали кружками воду за копейку, а горожане и приезжие бросали на счастье монетки в бассейны.
- Особым шиком считалось попасть монеткой в вазу, - говорит историк. - С этой приметой связана и история моей семьи. Перед эвакуацией в Великую Отечественную бабушка Нина бросила в фонтан монетку, загадав, если он выстоит, то её любимый, мой дедушка Фёдор, вернётся с фронта. И первым делом, приехав из эвакуации в 1944-м, побежала на площадь. Фонтан уцелел. Может, совпадение, может, точно чудо, но дедушка вернулся с войны, хотя был трижды ранен. Навсегда фонтан исчез в 1966-м, когда площадь реконструировали. Фонтан как архитектурный памятник решили сохранить для потомков. Диоритовые блоки, пронумеровав каждый, разобрали, чтобы потом собрать в одном из скверов. Но пока искали место, и они, и львиные морды, и ваза были украдены. Только через несколько лет на свалке нашли один чугунный маскарон - львиную морду с высунутым языком, теперь она в фондах Музея истории Симферополя.

В тему

Единственный из старинных фонтанов, дошедших до наших дней, - Савопуловский в городском парке у набережной. Источник, бивший здесь с давних времён, в 1857 году облагородил, построив фигурную плиту с трубой и железными кружками на цепочках (до наших дней кружки не дошли), симферопольский купец грек Апостол Савопуло. По преданию, умывшись водой из этого источника, который в городе иначе как «святым» тогда не именовали, слепой грек прозрел. Впрочем, сейчас воду в фонтане вряд ли можно считать безвредной. Но зато наш фонтан Савопуло увидел весь СССР - спустя 125 лет после Апостола Савопуло воду из источника пили Олег Ефремов и Лидия Феодосеева-Шукшина, Михаил и Софья, герои фильма «Шофёр на один рейс». Правда, надпись о создателе фонтана на время съёмок закрасили.

У «Вазы», или «Львиного», всегда стояли водовозы.

Наталья ПУПКОВА.