Храмы и монастыри средневековой Кафы

13 Октябрь 2015 383
Греческая церковь святого Димитрия внешне напоминает церковь Георгия Победоносца, расположенную неподалёку.
Греческая церковь святого Димитрия внешне напоминает церковь Георгия Победоносца, расположенную неподалёку.

В XIV веке в Феодосии, в долине рядом с крепостью на Карантинном холме, начали строить храмы, число которых достигло одиннадцати. Это место называли Святой долиной. Действовали католические, армянские и православные церкви и монастыри. До наших дней в Старом городе у стен Генуэзской крепости сохранились только четыре церкви: Иверская, святого Иоанна Богослова, святого Георгия Победоносца, святого Димитрия Солунского.

Феодосия - один из первых городов Крыма, который был просвещён светом христианской веры. В середине I века первозванный ученик Христа Апостол Андрей посетил с проповедью Феодосию, принеся сюда благую весть о Спасителе. Самый большой след здесь оставило православие средних веков. Из их глубины до наших дней сохранился один из интереснейших древних памятников Крыма - Иверский храм.
Церковь во имя Иверской иконы Божией Матери, сложенная из дикого камня, несколько раз за свою историю перестраивалась. Без всякой отделки снаружи, с гладкими стенами и небольшим куполом храм выглядит скромно, не отвлекая прихожан своим убранством от главной цели их прихода сюда. Но в этой строгости таится какая-то притягательная сила.
- Точного определения времени постройки Иверской церкви мы не знаем, - рассказал помощник благочинного Феодосийского округа Олег Павлов. - Принято считать, что она построена в XIV веке, но скорее всего - гораздо раньше.
Церковь именовалась по-разному (в средние века - во имя Иоанна Предтечи, в период турецкого владычества - Карантинная), но в 1858 году священник Николай Трегубов с помощью благотворителей восстановил и освятил её. С этого времени она носит название Иверской иконы Божией Матери, в ней возобновляются богослужения.
Известно, что знаменитый русский путешественник, тверской купец Афанасий Никитин, совершивший путешествие в Персию и Индию, возвращался в 1472 году домой через Кафу (название Феодосии со 2-й половины XIII века до 1783 года). Первое, что он увидел на берегу, - этот храм. Поскольку отважному путешественнику пришлось долгое время жить среди «инородцев», он с радостью помолился в нём, благодаря Всевышнего за удачное возвращение из опасного плавания. В Кафе Афанасий Никитин прожил 3 года и написал книгу «Хождение за три моря». Теперь напротив храма стоит памятник ему.
Знаменитый художник Константин Богаевский 28 апреля 1906 года венчался в Иверской церкви с Жозефиной Густавовной Дуранте. В 1923 году большевики закрыли храм и 72 года использовали под склад. Лишь в 1995 году его освятил митрополит Крымский Лазарь. Сейчас она восстановлена, идут богослужения.
Рядом с церковью расположено старое православное кладбище. В числе известных феодосийцев там обрёл покой рядом со своими родными и близкими бывший градоначальник, председатель феодосийского суда Христофор Афанасиевич Анастасьев, совершивший в составе армии Суворова в качестве офицера переход через Альпы.
На возвышенности к востоку от Иверской церкви, на территории современного Рабочего городка, находится древний греческий храм святого Георгия Победоносца.
В XIV веке он был частью православного монастыря, который основал маркиз Аслан. Маркиз был мусульманином, принявшим христианство, но сохранившим прежнее имя, как это было принято среди христиан того времени в Крыму.
Сейчас храм восстанавливается, но для свободного посещения закрыт. Попасть внутрь можно в сопровождении экскурсовода.
Храм XIV века во имя святого Димитрия Солунского находится на северо-восточном участке средневекового городища, на небольшой возвышенности между двумя водоотвод­ными каналами в пределах внешнего оборонительного кольца. Фресковые росписи покрывали весь внутренний объём храма. В настоящее время сохранилась лишь их малая часть (52 квадрата), большая - уничтожена турками во время взятия Кафы, а потом - большевиками (в церкви был склад ГСМ). Но и по оставшимся фрескам можно определить византийский стиль и высокое мастерство иконописи. Имеются достоверные данные, что росписи здесь сделаны Феофаном Греком, учителем Андрея Рублёва.
- В Кафе другого иконописца, кроме Феофана Грека, и не было, - заверил помощник благочинного Феодосийского округа Олег Павлов. - Известно, что примерно в 60-х годах XIV века из Константинополя святая Русь попросила отправить на свои земли одну бригаду иконописцев, чтобы они научили мастеров работе с фресками. И Феофан Грек прибыл в Кафу. Епифаний Премудрый (друг известного мастера) пишет, что за 2 года своего пребывания в городе он расписал несколько греческих храмов. Кроме него в Кафе никто не выполнял роспись церквей.
До наших дней лучше всего сохранилась роспись алтарной апсиды (полукруглого выступа здания, перекрытого полукуполом) и западной стены церкви. В алтарной апсиде отлично видна левая часть фрески «Евхаристия», где шесть апостолов подходят к Христу для принятия Тела. Справа от этой фрески, где Спаситель причащает апостолов из Чаши, остался лишь небольшой фрагмент, прикрывающий престол. Над небольшим оконцем в алтаре находилась фреска Богородицы. Увы, сохранились лишь часть нимба и головного убора. На западной стене традиционно был изображён Страшный Суд.
Для свободного посещения закрыта сейчас и армянская церковь Иоанна Богослова. Попасть внутрь можно в рамках экскурсии по Старому городу. По предположению историков, она была построена в ХIV- ХV веках, в период расцвета строительной деятельности генуэзского средневековья.
К церкви примыкает маленький огороженный дворик с остатками колонн. Двери, ведущие внутрь храма из дворика, украшены орнаментированной резьбой-плетёнкой, над ними вырезан ряд процветших крестов.
В восточной стене расположена ещё одна входная дверь, а левее от неё видны остатки алтарной абсиды более древнего храма. Церковь обладает великолепной акустикой, поэтому произнесённые здесь слова имеют особый вес - их объёмное звучание создают средневековые стены.

Храм иконы Иверской Божией Матери - любимый многими феодосийцами.

Храмы посетила

Оксана ПАВЛЕНКО.