Листов. Песни о полуострове

6 Октябрь 2015 405
Таким будет памятник «Севастопольскому вальсу» на Приморском бульваре.
Таким будет памятник «Севастопольскому вальсу» на Приморском бульваре.

Скоро на Приморском бульваре в Севастополе появятся бронзовые военный моряк и девушка, кружащиеся в вихре вальса (работа архитектора Григория Григорьянца) - памятник песне «Севастопольский вальс». А в деревне Кашино Московской области есть памятный знак песне «В землянке», родившейся в тех местах в конце ноября 1941-го. Эти и многие другие песни созданы на стихи разных поэтов одним композитором - Константином Листовым. 2 октября исполнилось 115 лет со дня его рождения, а ещё в этом году - 60 лет песне «Севастопольский вальс» и 77 его самой первой «крымской» песне - «В парке Чаир».

От Одессы до Чаира
Константин Листов родился в Одессе в семье цирковых гимнаста и балерины. К волшебному миру музыки тянулся с ранних лет, ещё до школы научился играть на мандолине, аккомпанируя себе и родителям во время выступлений на арене. Но по стопам родителей в цирковые артисты Константин Яковлевич не пошёл. Окончил в 1917 году музыкальное училище Русского музыкального общества в Царицыне (Волгоград), а через год добровольцем ушёл в Красную Армию, где к тому времени уже служили родители: отец военным комиссаром пулемётного полка, мама - военкомом госпиталя. Пулемётчику Константину Листову довелось сражаться с белогвардейцами на Царицынском фронте, а после боёв разучивал с товарищами революционные песни, создал хор полка. Командиры заметили талант красноармейца и, не желая, чтобы он погиб, отправили учиться в Саратов. Константин Яковлевич окончил Саратовскую консерваторию по классу фортепиано и композиции, учёбу совмещал с дирижёрской работой в местном театре. Потом перебрался в Москву - работал в театре при Всероссийском Пролеткульте, был музыкальным руководителем «Синей блузы», Театра обозрений Дома печати. Писал мелодии к драматическим спектаклям, оперетты и песни.
В 1938 году Константину Листову попалось стихотворение бывшего моряка-черноморца Павла Арского «В парке Чаир». И вскоре родился трогательный романс о моряке, несущем службу на севере и вспоминающем о любимой и прекрасном парке, где они гуляли вдвоём. «В парке Чаир распускаются розы, /В парке Чаир расцветает миндаль./ Снятся твои золотистые косы,/ Снится весёлая, звонкая даль». Чаир - не какое-то абстрактное название, а наш крымский парк на Южном берегу. Побывав в нём через года два после написания песни, Константин Листов был поражён великолепием здешних роз, среди которых бродили влюблённые пары - «как точно и образно подметил поэт».
Сейчас парк Чаир, расположенный на границе Гаспры, Мисхора и Кореиза, - это территория парк-отеля «Марат», а до революции здесь была усадьба «Чаир» великого князя Николая Николаевича Романова и его супруги Анастасии Николаевны. Дворцовые сооружения, возведённые по проекту архитектора Николая Краснова, были изысканны. Парк, созданный садовых дел мастером Алексеем Новичковым, поражал великолепием роз - две тысячи кустов лучших сортов мира цвели круглый год, а обилие магнолий, кипарисов, олеандров, яблонь, орехов, алычи, вишен, миндаля, фиалок вызывало восторг даже у искушённой публики. Часть посадок сохранилась до наших дней. Старейшим деревьям парка около 500 лет - они ещё со времён росшего на этом месте леса. Собственно чаир переводится как горный луг, лесной сад, где одновременно самодостаточно растут плодовые, хвойные и декоративные деревья. Ещё древние тавры и скифы высаживали в горных лесах Крыма черешню, грецкие орехи, яблони. Народы полуострова менялись, созданные ранее чаиры дичали, появлялись новые - это уникальность Крыма, складывавшаяся веками на многонациональном полуострове.
И лёгкая мелодия песни прославила крымский колорит, люди, заинтригованные необычным названием, старались узнать, где же этот прекрасный парк. Кстати, мелодия Константина Листова звучала и на танцплощадках, и в домах, и с киноэкрана: в фильме «Горячий снег» лютой зимой 1942 года наши солдаты, отбивая яростные танковые атаки фашистов под Сталинградом, между боями напевали в окопах романс «В парке Чаир», аккомпанируя на трофейной губной гармошке.
«Помнят все моряки»
Константину Листову в годы Великой Отечественной не довелось ходить в атаку, хотя на фронте, под бомбёжками был не раз: служил композитором 4-го отдела Главного полит­управления Военно-Морского Флота, как интендант III ранга административной службы, вёл просветительскую работу на кораблях и в воинских частях. Сохранился наградной лист композитора на орден Красной Звезды. «С февраля 1942 работает в качестве рецензента музыкальных произведений, созданных на флоте и музыкальными работниками. Являясь талантливым композитором, проделал большую работу в деле организации композиторов на отображение в музыке и песне героики командиров и краснофлотцев ВМФ. Являясь автором любимой в стране песни «Тачанка», за период Отечественной войны написал много песен, широко известных на флоте».
А вот любимые крымчанами строки «Тихо плещет волна,/ Ярко светит луна;/ Мы вдоль берега моря идём./ И поём, и поём./ И шумит над головой сад осеннею листвой» появились уже после Великой Оте­чественной - в 1955-м. «Мне хотелось писать о Севастополе наших дней, восставшем, как птица Феникс, из пепла, светлом, чистом и бесконечно близком всем советским людям, - вспоминал композитор. - Вечер. Наступает прохлада. Матросы в белоснежных, тщательно выутюженных форменках, устремляются на берег; их ждут подруги на Матросском бульваре. Все собираются вокруг оркестра или баяниста, моряки и девушки шутят, смеются, танцуют. А наутро - корабли снова уходят в море, каждый думает о своем. Таким я вижу Севастополь сегодня, таким люблю его!». Таким увидел город композитор и до войны, когда побывал здесь в 1940-м по направлению Главного политуправления ВМФ, сотрудничая с Ансамблем песни и пляски Черноморского флота.
Мелодия родилась давно, а вот подходящих слов не находилось. Константин Листов решил обратиться к давнему другу, соавтору Георгию Рублёву. Георгий Львович тяжело болел, но ни на миг не сомневался, что нужна такая песня о Севастополе, сходу, услышав мелодию, дал название - «Севастопольский вальс». Георгий Львович, так же бывавший раньше в городе русской морской славы, очень тонко чувствовал задумку композитора. И за четыре дня родился «Севастопольский вальс». Строки припева «Севастопольский вальс,/ Золотые деньки/ Мне светили в пути не раз» поэт и композитор придумали вместе. К сожалению, услышать песню в исполнении профессиональных певцов поэту не удалось, через несколько дней его не стало.
Борис Александров, композитор, художественный руководитель Академического дважды Краснознамённого ансамбля песни и пляски Советской Армии имени Александра Александрова писал о «Севастопольском вальсе»: «Песня стала началом крупного музыкального произведения; она определила и настроение, и ритм, и даже драматургию оперетты, где снова отразились самые сильные жизненные привязанности композитора». Крупное музыкальное произведение - написанная Константином Листовым в 1961-м одноимённая оперетта, сразу полюбившаяся театралам. История любви, родившейся в дни героической обороны Севастополя, в июне 1942 года, на Инкерманских высотах, о людях, прошедших войну, выстоявших, строящих мирную жизнь для потомков. Либретто оперетты создали поэтесса и драматург Елена Гальперина и её супруг, писатель, офицер флота Юлий Анненков. Константин Листов вспоминал: «Я написал много песен о море и моряках, и когда мои соавторы предложили написать музыкальную комедию о севастопольцах, радостно согласился, потому что в этой близко знакомой мне теме сочетаются героика и лирика, романтика и юмор».
Народного артиста РСФСР Константина Листова, награждённого за успехи в песенном творчестве медалью имени Александра Александрова, не стало в 1983 году. Но его песни, оперетты живут среди людей. А оперетта «Севастопольский вальс» с «Крымской весной» словно пережила второе рождение - театральные коллективы многих городов России поставили её на своих сценах к 70-летию Великой Победы.

Константин Листов написал мелодии к сотням песен.

Наталья ПУПКОВА.