«Учитель! Перед именем твоим...»

3 Октябрь 2015 518
Несмотря на все сложности своей профессии, учителя любят её и наших детей. Спасибо вам за это!
Несмотря на все сложности своей профессии, учителя любят её и наших детей. Спасибо вам за это! Константина МИХАЛЬЧЕВСКОГО.

Вот уже полвека в первое воскресенье октября мы чествуем тех, от кого зависит будущее нашего общества - учителей. На Руси перед ними, священниками и врачами порой в буквальном смысле преклоняли колени. Есть в нашей истории, к сожалению, и печальные моменты, когда к учителям относились не с должным уважением, когда педагоги подвергались необоснованным репрессиям. Но правда в том, что все мы вышли из школы. И встретить на своём пути умного, талантливого, доброго, любящего свой предмет и умеющего увлечь им учителя - великое счастье. Вот уже второй год Крым живёт по российской образовательной системе. Как чувствуют себя в ней учителя школ полуострова, с какими трудностями сталкиваются и что их радует, узнали мы накануне их профессионального праздника.

Чему же учат в школе нынче

Как известно, учителя были и остаются «ранними пташками» - уроки в большинстве школ начинаются с 8 часов. Теперь педагоги не только ранние, но и спортивные «пташки»: каждый день за 15 минут до начала занятий в рекреациях и на спортивных площадках образовательных учреждений все ученики во главе со своими наставниками делают зарядку. Пользу подобного нововведения никто не отрицает. Негативом отмечен лишь тот факт, что в ряде школ зарядку вынуждены проводить учителя-предметники, а не преподаватели физической культуры.
В целом же жизнь учителей с переходом на российскую систему образования, безусловно, изменилась. Чем же отличается на деле эта система от украинской, рассказал директор гимназии №1 им. К. Д. Ушинского, учитель немецкого языка Игорь Ковалёв:
- Российская и украинская выросли из советской системы образования, лучшей в мире (Япония и Соединённые Штаты Америки брали с нас пример тогда), так что принципиальных отличий между ними нет. Мы по-прежнему учимся 11 лет, выпускные экзамены имеют другое название - ЕГЭ (на Украине ВНО), а смысл их один. У нас 30% выпускников этого года сдавали это испытание, и все с ним справились. Разница есть в отдельных предметах, особенно это касается истории. Отличаются и учебные программы, учителям приходится их пересматривать и с учётом улучшений технической базы школ. Так, в нашей гимназии 9 кабинетов полностью оборудовали новой техникой: мультимедийными досками, проекторами, ноутбуками, дисками для преподавания различных предметов.
- Что же касается языка обучения, то в первой гимназии, которой в этом году исполняется 203 года, всегда преподавали на русском языке. В Симферополе была только одна украинская гимназия и несколько классов с украинским языком обучения в других школах. Украинский и крымскотатарский языки сейчас изучают по желанию. Желающих немного, но практически в каждой параллели они есть. Крымскотатарский язык учат немного большее количество ребят.
Учитывая, что 96% выпускников старейшей гимназии крымской столицы продолжили обучение в этом году в высших учебных заведениях на государственной основе (60% из них предпочли остаться в Крыму, остальные переехали в крупные города нашей страны: Москву, Санкт-Петербург, Ростов, Краснодар), разница в системах образования двух государств действительно невелика. Однако свои нюансы всё же есть. Новая парадигма образования состоит в том, чтобы не просто передавать обучающимся знания, а учить их адаптироваться в современных условиях жизни. Для этого активность учителя на уроке сокращают, передавая эту роль учащимся. Это называется деятельностным подходом к обучению. А цель последнего - развитие личности ребят. Главной ценностью образования в России сейчас являются не знания как таковые, а умение добыть, овладеть ими. Такой стандарт образования предполагает и изменения в методике преподавания предметов. Воспроизводительные методы ушли на второй план. Большую часть учебного времени отдают на самостоятельную работу учащихся, на проектную деятельность, задания исследовательского плана.

Язык, литература и отдельная история

Свои сложности есть даже у учителей, которые должны были радоваться больше других воссоединению Крыма с Россией. Речь, конечно, о преподавателях русского языка и литературы. Последний предмет раньше вели вместе с зарубежной литературой, давали на его освоение аж 2 часа в неделю. Теперь на него и изучение «великого и могучего» выделено 6 часов в неделю.
- С целью сохранить русский язык при Украине мы несли его, как хрустальную вазу, - с любовью к своему делу сказала учитель русского языка и литературы Елена Лукьянова. - Чтобы больше успеть изучить, мы прекрасно освоили блоковую систему подачи материала и массу различных приёмов, которые в России только ввели.
- Большой акцент в российской программе по русскому языку сделан на формирование разговорной речи, расширение лексики, её обогащение, - продолжила Елена Григорьевна. - Это, безусловно, хорошо, количество часов позволяет добиться неплохих результатов. Программа же по литературе, говорю откровенно, настораживает своим несколько отрывочным изучением произведений. Да, 30% программы мы можем менять, однако крымские учителя пока робко относятся к этому варьированию. Языковед, преподающий в 10-м и, тем более, 11-м классах, напоминает загнанную лошадь. В этом году на ЕГЭ выходят все, а не только желающие, а мы в этой системе образования ещё всё-таки непродолжительное время. 2 декабря следующего года дети будут писать сочинение, дающее им право принять участие в выпускном экзамене. Времени на подготовку остаётся совсем мало. Было время, когда лучше, чем в нашей гимназии, работе над сочинением не учили нигде. При Украине в этом необходимости не было. Сейчас я возвращаюсь в состояние счастья, потому что я правда умею учить писать сочинение.
- Довольны ли вы учебниками по своему предмету? - спросила у опытного словесника.
- Мы все очень недовольны той линией учебников, которые поступили в нашу гимназию. Свой выбор ещё на курсах мы остановили на учебниках Т. А. Ладыженской, но учимся в результате по другим.
Учитель истории Симферопольского торгово-экономического колледжа Валентина Макогон тоже заметила, что поступившие в Крым учебники по истории России далеки от совершенства. Но осваивать курс истории ученикам стало проще, подчеркнула она.
- Деление на историю Украины и всемирную ушло в прошлое. Теперь мы изучаем её комплексом, согласно хронологии всех событий, без путаницы эпох, - сказала Валентина Макогон.
Не в восторге учителя и их воспитанники и от пятибалльной системы обучения. 12-балльная система позволяла точнее дифференцировать успехи учащихся.

«Дети мешают учителю работать»

Это первое, что говорят все педагоги в один голос. Обилие отчётности и бумаг, смысл которых не понятен никому, в буквальном смысле не дают поднять головы учителям.
- Это категорически плохо, - убеждённо заявила учитель русского языка и литературы гимназии №1 им. К. Д. Ушинского Елена Лукьянова. - Раньше часа в три бежишь по школе и видишь, как в кабинетах преподаватели дополнительно занимаются с детьми, обсуждают какие-то проблемы. Сейчас все сидят над бумагами.
- При Украине мы пользовались поурочным планом, где одним словом «оргмомент», например, объяснялось многое: приветствие учеников, определение отсутствующих и причины этого, проверка наличия всего необходимого для проведения урока и так далее. В России же положено вести технологическую карту, где требуется расписывать буквально всё, каждое слово и предложение, сказанное ученикам: «Здравствуйте, дети! Какое солнышко нам светит!», - пожаловалась и Светлана (имя изменено), учитель начальных классов одной из феодосийских школ.
Написание рабочих программ в нескольких экземплярах, постоянный сравнительный анализ успеваемости учеников (контрольных работ, срезов), отслеживание уровня усвоения ими материала, определение проблемных мест, сбор портфолио для каждого ребёнка - новшества, на которые необходимо тратить драгоценное время. Портфолио школьника должны собирать родители, однако некоторые из них считают это требование ерундой и не выполняют его.
К слову, отмечают учителя, сейчас очень много «брошенных» учеников, развитием, образованием и воспитанием которых их мамы и папы не занимаются вовсе.
С такими бывает сложнее всего, ведь фактически всю ответственность с себя родители перекладывают на учителя.
И это лишь вершина айсберга проблем учителей. Поэтому хочется обратиться к профильному министерству Крыма с просьбой решить проблему с обилием отчётности в их работе. И, конечно, хочется сказать: «Спасибо вам, дорогие учителя, за ваш труд, терпение, заботу и любовь, которыми вы окружаете наших детей каждый день. Дай Бог вам здоровья! С праздником!».

Не все изменения по нраву ученикам.

Оксана ПАВЛЕНКО.