От античности до современности

3 Октябрь 2015 505
На выставке собрано всё - от керамики до живописи.
На выставке собрано всё - от керамики до живописи.

Большая юбилейная выставка «75 лет Крымского союза художников» отличается многообразием стилей, приёмов, тем и техник.

Привлекают внимание зрителей керамические работы Леонида Корсуна, много лет посвятившего исследованию техник древних мастеров. Они созданы по мотивам античной классики в технике ангоб - античный лак.
Античные мотивы разрабатывает и Александр Киреев. На выставке он представил классическую витражную технику в серии композиций «Античный Крым».
Привлекательность созданных образов и великолепное мастерство владения материалом отличают крымских классиков деревянной скульптуры Владимира Нороха («Бегемот», «Дракоша», «Телец с самоваром») и Юрия Сахарова («Родственные души», «Лавка для двоих»). Особенно изобретателен и многогранен в использовании как древних, давно забытых, так и современных манер, материалов и техник один из самых универсальных крымских мастеров изобразительного искусства Александр Михальянц.
В древней технике прямого набора римской мозаики выполнены строгие и величественные работы Антона Павлючека «Зодиакальное пространство судьбы», «Восточные песни Лилит». Художник обращается как к классике, так и к модерну, и его графические композиции наполнены философским смыслом.
Скульптурные композиции Сергея Никитина полюбились зрителю своим изяществом.
Разнообразием отличается и творчество Александра Максименко: скульптура в мраморе и бронзе, сочная пейзажная живопись, художественная и промышленная графика.
Скульптура на этот раз представлена и монументальной пластикой памятников Пушкину, Суворову, Чайковскому Виктора Гордеева, мемориальными комплексами Евгения Максименко «Жертвам фашизма» в Дубках и памятником партизанам в Партизанском, портретами моряка и рабочего Виталия Зайкова. Представленные на фотографиях, они не теряют своей монументальной значительности.
Триптих «Золотая Киммерия» Энвера Алиева и его «Любитель кофе» и «Весенний мотив», воплощённые в бронзе и камне, по обобщённости образов сродни монументальной скульптуре.
В разделе графики выделяются работы виртуозов классической акварельной живописи Людмилы Грейсер, Ивана Копаенко, Леонида Герасимова, Александра Кропко,Татьяны Голобородько, Олега Каленчука, Станислава Володченко, Людмилы Кушнерёвой, Владимира Антоненко.
Мастерство владения пастелью демонстрируют мастера Пётр Карнаух (листы из серии «Пограничники») и Татьяна Шевченко («Ночной прибой»).
Виктор Задириенко, искусно владеющий рисунком карандашом, пером и кистью, линогравюрой, техниками граффити, представлен работами из больших серий «Моё время» и «Храмы», портретом отца, в котором отражена непростая жизнь поколения людей, прошедших войну, строивших мирную жизнь, созидателей тех ценностей, которые составляют основу нашего общества.
Самой сложной областью в графике считается офорт, в котором блестящих результатов добились Николай Дудченко («Сон. Эсхатология гражданской войны»), Анна Павленко («Ловец снов», «Твой белый дом и тихий сад оставлю...»), Александр Собко («Актёр»).
Но королева выставки, конечно, живопись - самая объёмная как по количеству представленных работ, так и по жанрам. 190 картин крымских художников - лучшее, что создано в последние годы.
Традиционно ведущим жанром остаётся тематическая картина, а тема Великой Оте­чественной войны - самой сложной и волнующей. Полотно Николая Дудченко «Памяти павших за Севастополь», решённое в символически образном ключе, - одно из самых значительных в трагической тематике современной крымской живописи.
Полное представление о творчестве известных живописцев дают картины Льва и Екатерины Балкинд, Николая Моргуна, Валентина Григорьева, Людмилы Поляковой, Елены Молчановой-Дудченко, Валерия и Александра Голынских, Рамазана Усеинова, Александра Андреева, Арсена Рустамова, Татьяны Дымановой-Голынской, Натальи Перовой, Вероники Шевчук, Александра Шуринова, Нури Якубова, Мамута Чурлу. У каждого из них - собственное творческое лицо на выставках, живописная манера письма, неповторимые стиль и почерк, излюбленный круг тем и мотивов.

Людмила Бородина,
искусствовед.