Борис Грачевский: Работе отдаю всё сердце

21 Сентябрь 2015 355
Борис Грачевский.
Борис Грачевский.

Известный российский актёр, режиссёр, «папа» юмористического детского киножурнала «Ералаш» презентовал в Евпатории свой второй после «Крыши» полнометражный фильм - «Между нот, или Тантрическая симфония».

- Неужели даже в Москве картину ещё не видели, Борис Юрьевич?

- Представил его только узкому кругу респондентов на фокус-группах. Специально приберёг для фестиваля «Товарищ кино», который проводим в Крыму. Мне было очень важно, как отреагируют зрители, а не коллеги. Переживал страшно! Закончилась картина, смотрю в зал - ни один человек не шелохнулся.
Я встал, сказал, что хочу услышать мнение. В ответ раздались аплодисменты. Потом начался разговор. Отметили блистательную работу потрясающего ансамбля артистов. Какой-то человек, в уже достаточно серьёзном возрасте, прочувствованно произнёс: «Спасибо за замечательную великую песню одиночества». Порадовало, что никому ничего не пришлось объяснять, хотя в картине немало очень острых поворотов, которые всегда вызывают споры. Ни один человек не приставал ко мне с вопросами: «Почему она так сделала?» или «Почему он так поступил?». Мне это очень важно. А уже в фойе люди стали признаваться, что в конце картины плакали. Я это и сам видел. Это удивительно: ведь я комедиограф. Я даже поймал себя на том, что наблюдаю, как люди рыдают, а сам как какой-то злодей смотрю в зал с одобрением: «Хорошо плачут». Значит, моё послание дошло. Слёзы - это понимание. Зрители прочувствовали то, что я им постарался передать через свои мысли и чувства, заложенные в картину. И когда я это осознал, не удержался от слёз радости: муки творчества не зря были.

- Такое впечатление, что фильм снимался, что называется, на одном дыхании. А сколько он вынашивался до момента рождения?

- Замыслил я его десять лет назад. Во сколько идею вымучивал! Не мог никак всё сложить воедино, разные варианты перебирал, кроил, перекраивал в голове. А потом внезапно озарило, и всё пошло как по маслу.

- А вообще, для чего сняли фильм, который, как сами сказали, прокатным, а значит и кассовым не будет?

- Я всё снимаю только для того, чтобы души человеческие завибрировали. Дело это, надо сказать, непростое. Надо, чтобы всё сошлось: от идеи, сюжета, сценария до подбора актёров. Как случилось в этот раз. Чудом было, что нашлась девочка на роль главной героини взамен сбежавшей за четыре дня до съёмок актрисе.

- Что ж это она вас бросила?

- Предпочла сняться в новой картине «А зори здесь тихие» Рената Давлетьярова. Я даже фамилию её не запомнил. Может, и к лучшему, что так случилось: на её место пришла Янина Мелихова. Наша встреча - просто чудо, счастье. Очаровательная талантливая актриса. Она сделала всё именно так, как я хотел.

- Какие отношения сложились с другими артистами?

- Дружески-деловые. А Андрей Ильин очень помог. Это блистательный актёр, тончайший, глубокий, может быть, слишком ангажированный как муж «Каменской». А возможности у него колоссальные! Гибкий, интересный, яркий актёр. Вообще подобрался чудесный актёрский ансамбль. Два ярких комедийных артиста - Татьяна Кравченко и Владимир Долинский - у меня легко справились с драматическими ролями. Да кого ни возьми - все со своими ролями справились с блеском. И наш великий Эммануил Виторган, и Иван Кокорин, изобразивший слесаря, который цитирует великих философов по любому поводу, и оперная прима Мария Максакова - репетиторша нашего героя, за которой волочится папа. Другая оперная артистка играет бандершу проституток, появляется на двадцать секунд, а запоминают её все. Словом, можно бы лучше, но уже некуда. Каждая роль - чудо. Работа со всеми - счастье и радость. И с опытными, и с молодыми. Олег Комаров, например, такую глубокую роль впервые играл. Начинал в своём классическом амплуа, а в финале выдал жёсткую драму. Андрей Анкудинов, когда увидел себя, не удержался: «Какой классный эпизод, но какая же я сволочь!».

- Специалисты наверняка отметят операторскую работу. Вы давно знакомы с этим мастером?

- С Дмитрием Мальцевым работал впервые. Удивительный человек! Он меня уже много раз поблагодарил «за такое красивое кино». Меня такое определение искушённого в этом деле человека порадовало.
 Мне кажется, что если про любовь, то надо снимать очень красиво. Мы все бежим, суетимся, остановиться, посмотреть вокруг некогда. И вот тебе на экране - красота человеческих отношений, женского тела. Мы главную героиню и обнажённой снимали. Но это не «голяком». Она лежит на кровати, как истинная муза Тициана или Рембрандта. Это последний любовный кадр, очень важный для картины. В Москве, на фокус-группе после этой сцены аплодировали, оценив эротизм, достигнутый просто красотой.

- Ещё собираетесь снять что-то про любовь?

- Не знаю… Зависит от того, найду ли ещё деньги. Ведь настоящего проката картины, как раньше, не будет: сейчас другие зрители в кинотеатрах. Думаю, будут ограниченные показы в каких-то отдельных кинотеатрах, куда ходят не поглазеть, а подумать, попереживать. Моё кино - это кино прошлого. Но я отдаю работе всё своё сердце.

- К вам лично эта история имеет отношение?

- Нет, это не моя история. Если уж слишком глубоко копнуть, можно найти схожесть некоторых ситуаций. Но очень отдалённую. Например, развод. Но героиня фильма ушла без ничего, а моя бывшая жена вывезла несколько грузовиков из нашего общего дома. Но это не главное. Мне важно было дотронуться до душ человеческих. Всегда были интересны взаимоотношения разновозрастных людей. Ведь общество очень часто осуждает браки с сумасшедшей разницей в возрасте. Мой отец старше жены на двадцать пять лет, а прожил двадцать пять лет своей жизни в таком счастье и любви! Папы уже десять лет нет, а она постоянно ходит к нему на кладбище. Не может быть в любви канонов и рамок.

- Музыка в фильме воспринимается как некий символ.

-Так и есть. Неожиданная странная любовь так перевернула жизнь героя, он испытал такое счастье безграничное, что даже перестал писать музыку, которую прекрасно сочинял в одиночестве, затворничестве. В любви музыка его покинула. Он оказался «между нот».

- И что же будет с ним дальше, если задумаете продолжение истории?

- Не знаю. Может быть, пережив колоссальный стресс, опять будет писать красивую мрачную музыку. А может, трагедия засела так глубоко, что прошлое не вернётся.

- В Крыму вы - гость частый. А первое свидание с родиной отечественного кинематографа помните?

- Ещё бы! Мы с Александром Артуровичем Роу снимали крымскую экспедицию картины «Варвара-краса, длинная коса». Роу любил снимать в Крыму и делал это часто. Первая поездка на полуостров для меня была не просто незабываемой, а очень важной. Я окунулся в такую творческую атмосферу рядом с великим сказочником! Для 19-летнего парня это было сумасшедшим счастьем и везением. Каждый приезд в Крым - это и приятные воспоминания, и радость общения со ставшими друзьями крымчанами.

Людмила ОБУХОВСКАЯ.